вторник, 28 декабря 2010 г.

«Вечерний Бишкек» о ПРБ ВКЗ

Система Колотова — Зайчикова: уличный бой

Открывая в начале года данную рубрику, мы ставили себе целью представить на суд читателей наиболее эффективные системы самозащиты, преподаваемые в Кыргызстане. Согласитесь, с ростом преступности в стране умение постоять за себя — совсем не лишнее. Причем нет хорошей или плохой системы — каждая из них уникальна и подходит далеко не каждому. Задача желающего научиться самообороне — выбрать для себя вид, который приемлем именно ему с учетом возраста, состояния здоровья, динамичности и действенности. Сегодня мы рассказываем о весьма необычной технике, которая лишь недавно появилась в КР, но успешно себя зарекомендовала в СНГ и, пожалуй, одна из самых приспособленных для обороны в уличных потасовках.

Смертельная игра «в куклы»

Игорь Зайчиков, считающийся основателем современной системы с названием, содержащим его имя, жив–здоров и сегодня. Он рассказывает, что его наставник, Николай Колотов, во время Великой Отечественной войны был нелегальным сотрудником военной разведки СССР и также работал инструктором по рукопашной подготовке нелегалов–диверсантов. А впоследствии был причастен к тайной разработке новой особой системы рукопашного боя.

Зайчиков рассказывает, что после Второй мировой войны спецслужбы Союза столкнулись с необходимостью разработки принципиально новой и максимально эффективной техники ведения боя. Нужно было готовить сотрудников разведки и контрразведки, спецназа и прочих секретных органов к действиям в стане потенциального врага. И чтобы агент смог выполнить свою задачу, ему нужны были такие приемы самозащиты, которые сводили к минимуму риск погибнуть в схватке. И спецслужбы взялись за работу.

По одной из самых распространенных версий, для определения действенных механизмов в бою использовались так называемые куклы. В тюремные застенки попадали приговоренные к смертной казни из числа наиболее крепких физически и заматеревших в лагерных потасовках. Против них выпускали подготовленных людей из спецслужб. А потом специалисты детально анализировали каждое движение бойцов: выпады, уклонения, блоки и удары. Противников после боя осматривали медики или патологоанатомы — в зависимости от исхода схватки. Они оценивали последствия каждого удара, определяли его эффективность.

Работа проходила в атмосфере строжайшей секретности. Причастные к проекту, согласно легенде, сделав свое дело, бесследно исчезали или сами становились куклами. Вся система в целом была известна лишь высшему руководству чекистов, а спецназовцам давали только отдельные ее элементы в зависимости от задач боевого подразделения.

Николай Колотов, по словам Зайчикова, был одним из причастных к разработке проекта. В определенный момент он оказался отстранен от участия в составлении методики, но многое осталось в памяти инструктора. В определенный момент он встретился с Игорем Зайчиковым, тогда еще молодым, только что отслужившим в армии спортсменом. Ученик оказался прилежным и, по его признанию, буквально в рот заглядывал тренеру. А впоследствии самостоятельно отшлифовал и систематизировал полученные знания. И назвал разработанную систему прикладного рукопашного боя версии Колотова — Зайчикова аббревиатурой КЗ.

За ценой не постоим

Самый важный аспект любого боевого искусства психологический, без него самостоятельная техника становится лишь набором приемов, позволяющих дать отпор нападающему. Но не учитывает поведения потенциального противника, не дает возможности предугадать его действия, дабы работать на опережение. Зайчиков, готовя к жизни свою систему, сломал множество стереотипов, свойственных любому человеку в быту. И поставил во главе принцип: “Адекватный ответ на любую агрессию”. Основным постулатом определил: “Если целью поставлен поединок, нужно идти до конца”.

— Представьте, что перед вами человек, который хочет вас избить, будь это обычный уличный хулиган или пьяный громила, которому нужно на ком–то сорвать злость, — рассуждает Михаил Матвеенко, преподаватель рукопашного боя КЗ в Кыргызстане. — Это чистая психология — хулиган ищет повод: просит закурить или сказать, который час, чтобы для самого себя подготовить моральный повод для нападения. А разъяренный громила, у которого чешутся кулаки, считает себя вправе оскорбить или ударить просто потому, что у него плохое настроение. Но даже он никогда не ударит соперника в пах или горло — это своеобразный комплекс. Бойцы нашего стиля от таких предрассудков избавлены, что дает существенное преимущество.

Зайчиков хорошо понимал: кто первым начинает бой, тот получает преимущество из–за внезапности и шокирования противника. Но чтобы этого добиться, нужно быть хорошим актером. Задача “жертвы” — изобразить слабость, прикинуться дурачком и мямлей, чтобы отвлечь агрессора. А после, буквально в середине фразы или даже слова, начинаются резкие и хлесткие движения, каждое из которых направлено на нейтрализацию соперника. В среднем бой подготовленного по системе КЗ человека против двух соперников рассчитан на 30–40 секунд. Этого оказывается вполне достаточно, чтобы быстро привести агрессоров в небоеспособное состояние. Техника вкупе с внезапностью дает ошеломляющее преимущество.

— Система рассчитана не на людей огромного роста и щедро одаренных природой силой, — говорит Матвеенко. — Скорее, наоборот, учитывает, что вы можете оказаться человеком обычного сложения, против которого выступят крупные и физически сильные люди. Подавляющее большинство элементов нападения рассчитаны так, что от них невозможно защититься. Зато они составлены так, что возможность промаха минимизирована — если вы не попали куда хотели, то урон сопернику все равно будет нанесен. К примеру, внезапный и мощный прямой удар скрещенными ладонями в нос не всегда достигает цели, но в случае попадания в челюсть или гортань агрессор все равно будет на несколько секунд выведен из строя. Этот принцип “плюс–минус 10 сантиметров” присутствует практически во всей технике.

Кто бы изначально ни придумал КЗ, он сделал искусство максимально травматичным. Не рассчитать усилий даже на тренировке очень легко, что закончится значительными повреждениями. Потому занятия проводятся только в экипировке: бандаж на пах, хоккейный шлем и наколенники, налокотники и бинты на запястьях. Проводить соревнования в КЗ невозможно — они неминуемо закончатся увечьями. Потому система обучения предполагает лишь тренировочные бои, и то когда занимающиеся достигнут определенного уровня и смогут дозировать силу удара. Но даже тогда под присмотром инструкторов.

Бей, ломай, кусай, но — побеждай!

Что же представляет собой техника КЗ? Это система четких ударов, выпадов и бросков, каждый из которых при правильном проведении может нейтрализовать или покалечить противника. А вкупе они весьма повышают шансы выйти победителем практически из любой схватки. Дистанция, на которой работают бойцы, максимально короткая, дабы соперник не видел ваших движений — на расстоянии 20–30 сантиметров можно увидеть лишь лицо и часть груди оппонента, а уж уклониться от атаки на таком расстоянии практически нереально.

Удары ногами не киношные — размашистые и высокие. Улица — не место для показухи. Выше пояса бить не принято, это может быть даже опасно. Зато удар коленом в пах или мощный прямой удар в ногу агрессора дадут несколько секунд преимущества или вовсе сломают ему конечность. Удары нацелены преимущественно в колени и промежность. Моральная составляющая отставлена в сторону, главное — выйти из поединка живым и невредимым.

Техника нанесения ударов вообще уникальна. Разные боевые искусства предлагают по–разному вкладывать силу в атаку: кто–то использует движение бедер, другие “вкручивают” все тело, третьи рассчитывают на силу плеч. В КЗ вкладывают в удар особое движение таза. Оно создает мощную инерцию, которая одновременно толкает корпус вперед, позволяя максимально сократить дистанцию при нанесении удара.

— Основатели боевой системы поняли сразу: традиционные удары кулаком нецелесообразны, — говорит Матвеенко. — Нанося их, довольно легко сломать себе кости, да и расшибленные костяшки тут же выдадут вас как участника схватки. А четкий короткий удар основанием ладони даже мощнее, но при этом намного безопаснее и не оставит следов как на вас, так и на противнике. И если ладонь раскрыта, после удара ее тут же можно использовать для захвата.

Атакующие движения ставят целью поразить глаза, лицо, горло, пах, колени, солнечное сплетение. Здесь нет комбинаций, предваряющих решающий удар, — каждый элемент, будучи удачно выполненным, может положить конец схватке. Если нет — следует новая атака, столь же внезапная, мощная и неблокируемая.

То, что в других боевых искусствах называют броском, здесь можно охарактеризовать как укладывание. Бросок в классическом понимании подразумевает потерю драгоценного времени в бою. Потому в КЗ после захвата или залома лишь быстро кладут соперника на землю, после чего следует добивание лежачего сильными ударами рук и ног. Подразумевается, что после падения соперник подняться уже не должен — иначе зачем было сбивать его с ног?

— Принцип “победа любой ценой” предполагает снятие всех ограничений, правил, — говорит Матвеенко. — Это не спорт, а боевая система, которая спасет вашу жизнь. И предрассудкам, комплексам и моральным составляющим здесь не место. Именно этому учат в первую очередь. Если вы сцепились в партере, стоит укусить противника в незащищенную одеждой часть тела, и болевой шок ему обеспечен. А это значит, что он ослабит захват или вовсе отпустит вас. Глаза — важные болевые точки, атаковать которые не принято, куда никто не ждет удара. Есть и захваты — стоит слегка надавить на глазные яблоки, как вашего соперника охватывает паника или он даже временно слепнет. В любом случае шок от вашего “неспортивного” поведения наступит сразу, переходя в панику. После этого победа обеспечена.

Некрасиво, но сильно

В одном из российских кафе камеры пару лет назад зафиксировали случайную потасовку, которая быстро обошла Интернет и стала чуть не лучшим доказательством эффективности КЗ. На кадрах видно, что стоящий у перил рядом с входом молодой крупный самоуверенный амбал что–то с усмешкой бросает в сторону выходящих. Видимо, он задел паренька на полголовы ниже себя, обычного телосложения. Тот, не торопясь, подошел вплотную к здоровяку и завел “дружескую” беседу.

Внезапно в середине разговора мощный удар в челюсть задиры, причем движение даже сложно было заметить. Бугай осел от шока и боли, о защите он даже не думал. Оценив, что через пару секунд противник оправится, оскорбленный паренек нанес второй не менее быстрый удар другой рукой в голову. После чего спокойно удалился, не переставая дружелюбно улыбаться. Ролик закончился через десяток секунд, но здоровяк даже не сделал попыток подняться. Видно, что урок он усвоит на всю жизнь — столь неожиданной и скоротечной была победа щуплого и на вид безобидного противника. Эти удары — “фирменные” КЗ, называют их “блинами”. На вид обычная оплеуха ладошкой, но в действительности легко приводит к сотрясению мозга.

— Конечно, владея столь сокрушительной техникой, важно всегда применять ее адекватно, — говорит Матвеенко. — КЗ дает возможность обороняться от одного или нескольких противников, пусть даже вооруженных. Уже через полгода тренировок можно выучить базовый набор приемов, чтобы выйти живым из уличной потасовки. Бой в ограниченном пространстве — то, чего не хватает многим боевым искусствам. Но КЗ позволяет и это. Представляете, как приходится при этом отбирать учеников, какая ответственность ложится на тренера? Никому не хочется подготовить бойца–грабителя, потому к каждому новобранцу нужен индивидуальный подход.

Девушкам, кстати, КЗ тоже не противопоказан, но методика для них существенно мягче, нежели для мужчин. Людям с травмами позвоночника, черепа и рядом других на тренировки путь заказан. Лиц моложе 18 лет также в зал не допускают, а годных по возрасту и здоровью тестируют психологически. Если есть хоть малейшее подозрение, что человек склонен к агрессии и может использовать полученные знания в преступных целях, больше на занятия он не попадет.

— Система КЗ — универсальное средство самозащиты в бытовых ситуациях, с которыми человек может столкнуться ежедневно, — считает Матвеенко. — Она дает существенное преимущество в схватке, возможность отбиться от хулиганов и грабителей, защитить себя и близких. Но путь изучения этой техники сопряжен с травмами, переломом собственной психики и разрушением многих стереотипов. Это техника для всех. Столкнувшись в темном переулке с преступниками, рассчитывать приходится только на себя. И чтобы выжить в экстремальной ситуации, нужно долго тренироваться, учиться переносить боль. В конечном итоге вы должны быть хозяином ситуации: если позволите взять обстоятельствам верх, они вас просто сломят.

Андрей ОРЕШКИН.
(с) «Вечерний Бишкек» http://vb.kg/

Добро пожаловать: http://www.realmir.ru/