Владимир Ардаев
Би-би-си, Москва
Нынешние события в Андижане напомнили ферганские события 1989 года
Нынешние события в Андижане живо напомнили то, что происходило в Ферганской долине 16 лет назад. В начале лета 1989 года там разразился кровавый вооруженный конфликт на почве межнациональной розни.
Узбекские власти тогда во всем обвиняли местную оппозицию. Автор этих строк, выполняя журналистское задание, находился тогда на месте событий.
Шел Первый съезд народных депутатов СССР. На трибуну вызвали руководителя компартии Узбекистана Рафика Нишанова и попросили объяснений происходящего в республике.
"Ничего особенного не происходит, - бодро заявил он. - Обычная бытовая ссора - знаете, как бывает? Подрались на рынке из-за тарелки клубники..."
То, что на самом деле происходило, очень мало напоминало "обычную бытовую ссору из-за тарелки клубники". С воздуха было видно, как в городах, поселках и кишлаках полыхают дома, а то и целые кварталы. Областной центр Фергана весь пестрил пятнами свежих пожарищ. В Коканде целиком выгорели несколько улиц. Жгли дома турок-месхетинцев.
Этот кавказский народ был насильственно депортирован из южных районов Грузии в Среднюю Азию в 1944 году по приказу Сталина. За десятилетия сумели обжиться на новом месте, что называется, пустить корни. И вдруг настал день, когда толпы разъяренных людей пошли по улицам, один за другим уничтожая их дома, убивая, насилуя, калеча...
События развивались стремительно и организованно. У многих тогда сложилось впечатление, что вспышка яростного насилия была подготовлена и просчитана заранее - составлены списки адресов тех домов, на которые собирались напасть, заранее заготовлены канистры с бензином, охотничьи ружья, палки... Кое-кто из пострадавших турок рассказывал мне о том, что сотрудники милиции не только не препятствовали погромам, но и сами принимали в них активное участие.
Справедливости ради должен уточнить, что лично мне довелось видеть прямо противоположную картину: в Коканде сотрудники местного отдела милиции три дня удерживали ожесточенный натиск погромщиков, но так и не выдали им несколько турецких семей, которые они укрыли в помещении райотдела. Вместе с милиционерами осаду выдержали и несколько журналистов.
Трижды депортированные
Николай Рыжков обвинил тогда в произошедшем некие "коррумпированные силы", заинтересованные в том, чтобы остановить процесс реформ в Узбекистане
Несколько десятков тысяч турок, которым удалось спастись от погромщиков, взяла под охрану расквартированная под Ферганой советская воздушно-десантная дивизия. Беженцев разместили в палатках на территории учебно-тренировочного полигона и там охраняли, хотя сами десантники в события не вмешивались.
Порядок наводили части внутренних войск, прибывшие из разных регионов СССР. Понадобилось около двух недель, чтобы потушить пожар насилия, быстро распространявшийся по всей Ферганской долине. Следом за Ферганой, погромы начинались в Намангане и Андижане.
Окончательно успокоить ситуацию удалось только после того, как практически все турецкие семьи из Ферганской долины были вывезены с территории Узбекистана. Незначительная их часть попала на юг Казахстана, большинство доставили в южные области России. Так этот несчастный народ во второй раз пережил депортацию. В третий - спустя еще полтора десятка лет, когда отчаявшихся вернуться на историческую родину турок-месхетинцев пригласили мигрировать в США.
Официальную оценку событиям 1989 года дал тогда глава советского правительства Николай Рыжков, который сам приезжал в зону конфликта. Он обвинил в произошедшем некие "коррумпированные силы", заинтересованные в том, чтобы остановить процесс реформ в Узбекистане. Процесс этот был начат еще при Юрии Андропове знаменитым "хлопковым делом", и привел к загадочной смерти всесильного главы республики Шарафа Рашидова. Особенно строгим проверкам правоохранительных органов СССР тогда подвергалась Ферганская долина.
Однако местные руководители, с которыми приходилось тогда беседовать, предпочитали обвинять в случившемся местных узбекских оппозиционеров - в частности, движение "Бирлик" ("Единство"), возникшее в республике на волне общих демократических процессов в стране. Позднее президент Узбекистана Ислам Каримов покончил с оппозицией. Политические противники Каримова обвиняют его в установлении тоталитарного режима.
Пороховая бочка
Ферганская долина была и остается наиболее сложным в политическом отношении и взрывоопасным регионом Узбекистана
Ферганская долина была и остается наиболее сложным в политическом отношении и взрывоопасным регионом Узбекистана. Наиболее плодородный и, в то же время, очень бедный район с чрезвычайно высокой плотностью этнически однородного населения всегда может прийти в движение.
Через эту территорию проходит известная высокогорная трасса Хорог-Ош, связывающая приграничные Таджикистану районы Афганистана с Узбекистаном и Кыргызстаном.
По этой трассе, проходящей через одиннадцать высокогорных перевалов, почти не может двигаться автотранспорт, зато практически круглый год может осуществляться бесконтрольное движение вьючных караванов с наркотиками и оружием. Несколько лет назад именно по этой дороге в Ошскую область проникла группа вооруженных боевиков, связанных с движением Талибан, которая устроила вооруженные беспорядки в Кыргызстане.
отсюда
0 коммент.:
Отправить комментарий