суббота, 23 марта 2024 г.

Мараховский: Управленческая элита разгадывает мифическую проблему России

 

Пятница, ‎ув.‏ ‎друзья. ‎У ‎нас ‎продолжается ‎ноябрьская‏ ‎суперсерия ‎«Собеседников‏ ‎Вечности»,‏ ‎и ‎в ‎студии ‎ув.‏ ‎Собеседник ‎Вечности‏ ‎и ‎мой ‎ув. ‎коллега‏ ‎Кримсон‏ ‎Альтер ‎с ‎глубочайшим‏ ‎вопросом ‎о‏ ‎России.

«Вице-президент ‎Ogilvy ‎как-то ‎рассказывал,‏ ‎что‏ ‎он ‎пришёл ‎к ‎выводу,‏ ‎что ‎"Silicon‏ ‎Valley ‎sees‏ ‎everything‏ ‎as ‎an ‎optimisation‏ ‎problem" ‎[Кремниевая ‎долина ‎рассматривает‏ ‎всё ‎как‏ ‎оптимизационную‏ ‎проблему].‏ ‎

С ‎моей ‎точки ‎зрения, ‎он‏ ‎был ‎абсолютно ‎прав,‏ ‎и,‏ ‎безусловно, ‎"большому‏ ‎Западу", ‎который ‎сейчас ‎живёт‏ ‎по ‎правилам ‎и‏ ‎стратегиям‏ ‎Кремниевой ‎Долины, ‎ещё ‎предстоит ‎хлебнуть ‎много ‎горя ‎из-за‏ ‎этого.

При ‎этом‏ ‎возникает‏ ‎вопрос:‏ ‎а ‎какого‏ ‎рода ‎проблемой‏ ‎для ‎российской‏ ‎управленческой‏ ‎элиты ‎является‏ ‎само ‎население ‎России ‎и ‎управление‏ ‎этим ‎самым‏ ‎населением?‏ ‎Ну ‎не ‎оптимизационной ‎же?‏ ‎

Философской? ‎Экзистенциальной?‏ ‎Политтехнологической?».


Начать ‎стоит ‎с ‎несколько‏ ‎хулиганского‏ ‎отступления. ‎У ‎меня‏ ‎имеется ‎полушуточная‏ ‎— ‎и ‎потому ‎никогда‏ ‎не‏ ‎излагаемая ‎подробно, ‎но ‎часто‏ ‎упоминаемая ‎на‏ ‎этом ‎проекте‏ ‎—‏ ‎гипотеза, ‎согласно ‎которой‏ ‎нашей ‎жизнью ‎руководит ‎великий‏ ‎Принцип ‎Сюжетности. Суть‏ ‎в‏ ‎том,‏ ‎что ‎всякого ‎человека, ‎всякую ‎структуру‏ ‎и ‎даже ‎нацию‏ ‎можно‏ ‎поместить ‎в‏ ‎какой-нибудь ‎архетипический ‎сюжет ‎(а‏ ‎число ‎их, ‎как‏ ‎мы‏ ‎знаем, ‎в ‎разных ‎оценках ‎варьируется ‎от ‎четырёх ‎до‏ ‎нескольких ‎десятков,‏ ‎но‏ ‎всегда‏ ‎считается ‎ограниченным)‏ ‎— ‎и‏ ‎правильная ‎сюжетная‏ ‎идентификация их,‏ ‎скорее ‎всего,‏ ‎будет ‎иметь ‎лучшую ‎предсказательную ‎силу,‏ ‎чем ‎любые‏ ‎математические‏ ‎модели.

Так, ‎десять ‎и ‎даже‏ ‎пятнадцать ‎лет‏ ‎тому ‎назад ‎было ‎немало‏ ‎успешных‏ ‎пророков, ‎сообщавших, ‎что‏ ‎далее ‎ждёт‏ ‎бывшую ‎УССР. ‎Автор ‎этих‏ ‎взволнованных‏ ‎строк ‎был ‎в ‎их‏ ‎числе, ‎но‏ ‎лично ‎мои‏ ‎предсказания‏ ‎выгодно ‎отличались ‎от‏ ‎прочих ‎пророчеств ‎нелепой ‎иррациональностью‏ ‎логики.

Например:

1) «На ‎торжественные‏ ‎мероприятия‏ ‎1‏ ‎сентября ‎в ‎средних ‎и ‎высших‏ ‎учебных ‎заведениях ‎Украины‏ ‎учителям,‏ ‎преподавателям ‎и‏ ‎студентам ‎крайне ‎рекомендовали ‎прийти‏ ‎в ‎вышиванках. Многие ‎пришли.‏ ‎Если‏ ‎вам ‎интересно, ‎почему ‎это ‎страшно, давайте ‎об ‎этом ‎поговорим» (2014)

или:

2) «Прямо‏ ‎сейчас ‎начнутся‏ ‎вроде‏ ‎бы‏ ‎мирные ‎переговоры‏ ‎в ‎Минске,‏ ‎я ‎только‏ ‎что‏ ‎понял, ‎что‏ ‎они ‎провалятся. Почему? ‎Потому ‎что ‎на‏ ‎Украине ‎Бернар-Анри‏ ‎Леви» (2015).

Едва‏ ‎ли ‎такие ‎факторы, ‎как‏ ‎фолк-косплей ‎и‏ ‎несостоявшийся ‎ходячий ‎проект ‎интеллектуального‏ ‎инфлюенсерства,‏ ‎можно ‎уложить ‎в‏ ‎некую ‎матмодель.‏ ‎Зато ‎они ‎отлично ‎укладываются‏ ‎в‏ ‎представление ‎о ‎сюжетности. ‎Нетрудно‏ ‎понять, ‎что‏ ‎в ‎истории‏ ‎о‏ ‎построении ‎жизнеспособного ‎индустриального‏ ‎общества ‎просто ‎не ‎может‏ ‎фигурировать ‎в‏ ‎качестве‏ ‎символа‏ ‎рубаха ‎с ‎петушками, ‎натянутая ‎на‏ ‎городских ‎жителей. ‎Она‏ ‎так‏ ‎же ‎уместна‏ ‎в ‎этой ‎истории, ‎как‏ ‎пиратские ‎треуголки ‎на‏ ‎группе‏ ‎отправляющихся ‎в ‎хадж. ‎Если ‎по ‎ходу ‎пьесы ‎на‏ ‎сцену ‎выносят‏ ‎это‏ ‎ряженое‏ ‎чучело, ‎из‏ ‎которого ‎торчит‏ ‎солома ‎и‏ ‎от‏ ‎которого ‎воняет‏ ‎бензином ‎— ‎то ‎у ‎нас‏ ‎есть ‎основания‏ ‎ожидать,‏ ‎что ‎его ‎подожгут.


К ‎сожалению,‏ ‎принципу ‎сюжетности‏ ‎вряд ‎ли ‎когда-нибудь ‎светит‏ ‎стать‏ ‎солидным ‎методом ‎вычисления‏ ‎судеб ‎людей,‏ ‎структур ‎и ‎наций. ‎Причина‏ ‎—‏ ‎в ‎том, ‎что ‎сам‏ ‎сюжет ‎определяется‏ ‎всегда ‎на‏ ‎глаз‏ ‎и ‎интуитивно. ‎И‏ ‎здесь ‎легко ‎ткнуть ‎мимо‏ ‎цели, ‎если‏ ‎мы‏ ‎неверно‏ ‎и ‎предвзято ‎интерпретируем ‎какой-нибудь ‎знак.

Так,‏ ‎например, ‎недавно ‎упоминавшийся‏ ‎мною‏ ‎здесь ‎Н.Н.‏ ‎Талеб, ‎человек ‎безусловно ‎умный,‏ ‎увидел ‎мощнейшее ‎знамение‏ ‎в‏ ‎начале ‎СВО ‎(на ‎той ‎же ‎Украине) ‎в ‎следующем.‏ ‎Пока ‎ядерный‏ ‎В.В.‏ ‎Путин‏ ‎сидит ‎в‏ ‎безопасном ‎Кремле,‏ ‎В.А. ‎Зеленский,‏ ‎вчерашний‏ ‎комик, ‎в‏ ‎бронике ‎рискует ‎собственной ‎шкурой где-то ‎в‏ ‎районе ‎передовой.‏ ‎Теперь‏ ‎понятно, ‎чья ‎возьмёт, ‎писал‏ ‎Талеб. ‎Подразумевая,‏ ‎что ‎у ‎экс-комика ‎ставка‏ ‎куда‏ ‎выше, ‎а ‎значит,‏ ‎выше ‎мотивация‏ ‎верно ‎оценивать ‎ситуацию, ‎предвидеть‏ ‎перспективы‏ ‎и ‎находить ‎уместные ‎решения.

...Ну‏ ‎так ‎вот.‏ ‎Несмотря ‎на‏ ‎всю‏ ‎ненадёжность ‎принципа ‎сюжетности‏ ‎как ‎метода, ‎он ‎иногда‏ ‎может ‎давать‏ ‎недурные‏ ‎результаты‏ ‎как ‎некий ‎поэтический ‎вспомогательный ‎оракул.


Рискну‏ ‎заявить: ‎если ‎мы‏ ‎попытаемся‏ ‎найти ‎сюжет,‏ ‎наилучшим ‎образом ‎приходящийся ‎впору‏ ‎отечественной ‎управленческой ‎ув.‏ ‎элите‏ ‎в ‎её ‎отношениях ‎с ‎ув. ‎народом ‎— ‎то‏ ‎это ‎будет,‏ ‎пожалуй,‏ ‎сюжет‏ ‎о ‎сфинксе.

Элита,‏ ‎подобно ‎Эдипу,‏ ‎стоит ‎перед‏ ‎загадочным‏ ‎могучим ‎существом,‏ ‎соблазнительным ‎и ‎пугающим ‎одновременно, ‎смотрит‏ ‎ему ‎в‏ ‎глаза‏ ‎и ‎думает:

- В ‎чём ‎его‏ ‎загадка? ‎И‏ ‎что ‎будет, ‎если ‎её‏ ‎не‏ ‎разгадать ‎— ‎или,‏ ‎наоборот, ‎если‏ ‎разгадать? ‎Расколдованная ‎ли ‎красавица‏ ‎упадёт‏ ‎мне ‎в ‎объятия, ‎бросится‏ ‎ли ‎это‏ ‎существо ‎со‏ ‎скалы‏ ‎в ‎пропасть ‎—‏ ‎или ‎меня ‎сейчас ‎попросту‏ ‎придушат ‎и‏ ‎съедят?

При‏ ‎этом‏ ‎сама ‎ситуация ‎рассматривается ‎именно ‎как‏ ‎напряжённая ‎и ‎опасная‏ ‎своей‏ ‎загадочностью ‎—‏ ‎из-за ‎чего, ‎насколько ‎возможно‏ ‎судить, ‎у ‎отечественной‏ ‎элиты‏ ‎в ‎обороте ‎больше ‎принцпиально ‎взаимоисключающих ‎концепций ‎управления ‎гражданами,‏ ‎чем ‎у‏ ‎элиты‏ ‎любой‏ ‎другой ‎державы‏ ‎на ‎свете.

Здесь‏ ‎не ‎получится‏ ‎подробно‏ ‎изложить ‎их‏ ‎все ‎— ‎отчасти ‎потому, ‎что‏ ‎вряд ‎ли‏ ‎кто-то‏ ‎их ‎все ‎знает, ‎отчасти‏ ‎же ‎потому,‏ ‎что ‎многие ‎из ‎них‏ ‎требуют‏ ‎столь ‎же ‎глубокого‏ ‎изучения ‎и‏ ‎овладения, ‎сколь ‎и ‎бесполезны.‏ ‎Достаточно‏ ‎сказать ‎лишь, ‎что ‎эти‏ ‎концепции ‎варьируются‏ ‎от ‎нео-уваровской‏ ‎симфонии‏ ‎сословий ‎и ‎даже‏ ‎нео-опричнины ‎до ‎светлой ‎идеи‏ ‎«патриотического ‎прайда на‏ ‎Красной‏ ‎площади»,‏ ‎которая ‎одновременно, ‎по ‎задумке ‎высокопоставленных‏ ‎авторов, ‎обеспечит ‎единство‏ ‎общества‏ ‎и ‎предотвратит‏ ‎изоляцию ‎России ‎от ‎остальной европейской‏ ‎цивилизации.


Иными ‎словами ‎—‏ ‎Российская‏ ‎управленческая ‎элита ‎рассматривает ‎население ‎России ‎и ‎управление ‎им‏ ‎в ‎качестве‏ ‎проблемы‏ ‎неузнанного.

Она‏ ‎смотрит ‎на‏ ‎народ ‎как‏ ‎грустный ‎тарковский‏ ‎Кельвин‏ ‎на ‎Солярис‏ ‎(и ‎производимых ‎им ‎неубиваемых ‎Наталий‏ ‎Бондарчук).

Она ‎смотрит‏ ‎на‏ ‎народ ‎как ‎Ланселот ‎на‏ ‎ведьму ‎(которая,‏ ‎как ‎мы ‎знаем, ‎заколдованная‏ ‎красавица,‏ ‎но ‎чтобы ‎расколдовать,‏ ‎надо ‎сначала‏ ‎жениться).

Она ‎смотрит ‎на ‎народ‏ ‎как‏ ‎Стамп ‎на ‎Электроника, ‎у‏ ‎которого ‎должна‏ ‎быть ‎кнопка.

Она‏ ‎смотрит‏ ‎на ‎народ ‎как‏ ‎Ю. ‎Андропов ‎на ‎общество,‏ ‎в ‎котором‏ ‎живёт‏ ‎и‏ ‎которым ‎как ‎бы ‎правит.

Элита ‎придумывает‏ ‎и ‎приписывает ‎населению‏ ‎бесконечные‏ ‎ценности, ‎пороки,‏ ‎сакральные ‎символы ‎и ‎культурно-исторические‏ ‎комплексы.

И ‎у ‎меня‏ ‎есть‏ ‎одна ‎очень ‎банальная ‎версия ‎относительно ‎того, ‎почему ‎у‏ ‎отечественной ‎управленческой‏ ‎элиты‏ ‎не‏ ‎всё ‎и‏ ‎не ‎всегда‏ ‎складывается.


Эта ‎банальная‏ ‎версия‏ ‎сводится ‎к‏ ‎тому, ‎что ‎главной ‎причиной ‎управленческих‏ ‎и ‎пиарных‏ ‎неудач‏ ‎ув. ‎элиты ‎является ‎нелепая‏ ‎уверенность, ‎будто‏ ‎остальное ‎население ‎чем ‎бы‏ ‎то‏ ‎ни ‎было ‎принципиально‏ ‎отличается ‎от‏ ‎неё ‎самой.

В ‎то ‎время‏ ‎как‏ ‎на ‎самом ‎деле ‎ув.‏ ‎народ ‎—‏ ‎это ‎ровно‏ ‎та‏ ‎же ‎ув. ‎элита,‏ ‎просто ‎находящийся ‎в ‎данный‏ ‎момент ‎в‏ ‎другой‏ ‎стадии‏ ‎базового ‎русского ‎мифа.

справка-малютка

Базовый ‎русский ‎миф‏ ‎есть, ‎согласно ‎В.‏ ‎Мараховскому,‏ ‎миф ‎о‏ ‎госслужбе. ‎Рождённые ‎тысячу ‎лет‏ ‎назад ‎в ‎зоне‏ ‎рискованного‏ ‎земледелия, ‎рискованного ‎управления ‎и ‎рискованного ‎пограничья, ‎все ‎базовые‏ ‎отечественные ‎биографические‏ ‎механизмы‏ ‎связываются‏ ‎с ‎казённой‏ ‎карьерой ‎и‏ ‎обеспечиваемой ‎ею‏ ‎защищённостью‏ ‎от ‎риска‏ ‎быстрой ‎и ‎резкой ‎потери ‎популяционной‏ ‎ценности. ‎Соответственно‏ ‎богатство,‏ ‎частный ‎успех ‎и ‎даже‏ ‎личная ‎свобода‏ ‎в ‎России ‎никогда ‎не‏ ‎имели‏ ‎того ‎сакрального ‎статуса,‏ ‎какое ‎имела‏ ‎соболья ‎шуба ‎от ‎князя,‏ ‎сидение‏ ‎за ‎первым ‎столом ‎на‏ ‎царском ‎пиру‏ ‎и ‎сидение‏ ‎в‏ ‎первом ‎ряду ‎на‏ ‎Прямой ‎линии.

конец ‎справки-малютки

У ‎этого‏ ‎базового ‎мифа‏ ‎есть‏ ‎ряд‏ ‎несомненных ‎достоинств, ‎но ‎есть ‎также‏ ‎и ‎один ‎серьёзный‏ ‎недостаток:‏ ‎всякий ‎попавший‏ ‎в ‎элиту ‎начинает ‎видеть‏ ‎в ‎ув. ‎населении‏ ‎что-то‏ ‎иное, ‎другое, ‎не-такое-как-он.

И ‎(это ‎очень ‎печальное ‎следствие) ‎начинает‏ ‎пользовать ‎ув.‏ ‎население‏ ‎тем,‏ ‎чего ‎сам‏ ‎не ‎ест.


В‏ ‎клинических ‎вариантах‏ ‎это‏ ‎выражается ‎(сейчас‏ ‎я ‎буду ‎намеренно ‎груб) ‎в‏ ‎«драть ‎рыбок‏ ‎на‏ ‎яхте ‎и ‎бубнить ‎про‏ ‎антинародный ‎курс», «призывать‏ ‎всех ‎к ‎станку ‎из‏ ‎элитного‏ ‎посёлка», «махать ‎красным ‎флагом‏ ‎из ‎охотничьей‏ ‎заимки, ‎устланной ‎уссурийскими ‎шкурами», «требовать‏ ‎идеологии‏ ‎из ‎крутого ‎внедорожника».

Ув. ‎элита‏ ‎и ‎все‏ ‎те, ‎кто‏ ‎себя‏ ‎ею ‎считают, ‎с‏ ‎удручающей ‎регулярностью ‎идеализируют ‎ув.‏ ‎население ‎—‏ ‎причём‏ ‎приписывая‏ ‎ему ‎как ‎идеальные ‎достоинства, ‎не‏ ‎имеющиеся ‎у ‎них‏ ‎самих,‏ ‎так ‎и‏ ‎идеальные ‎пороки, ‎которыми ‎они‏ ‎сами ‎не ‎страдают.


Это‏ ‎ментальное‏ ‎проклятье ‎неотвратимо ‎преследует ‎значительную ‎часть ‎ув. ‎элиты ‎—‏ ‎и ‎эта‏ ‎часть‏ ‎(увы,‏ ‎очень ‎большая)‏ ‎сдуру ‎полагает,‏ ‎что ‎таким‏ ‎образом‏ ‎обеспечивает ‎свою‏ ‎сакральность.

На ‎деле ‎же ‎сакральность ‎элиты‏ ‎и ‎так‏ ‎прекрасно‏ ‎обеспечивается ‎тем, ‎что ‎у‏ ‎неё ‎есть‏ ‎то, ‎что ‎любит ‎и‏ ‎чего‏ ‎хочет ‎ув. ‎население.

И‏ ‎напротив ‎—‏ ‎все ‎попытки ‎принуждения ‎ув.‏ ‎населения‏ ‎к ‎«идеалам» ‎со ‎стороны‏ ‎типов, ‎полагающих,‏ ‎что ‎они‏ ‎реально‏ ‎владеют ‎разгадкой ‎смотрящего‏ ‎на ‎них ‎сфинкса ‎—‏ ‎воспринимаются ‎ув.‏ ‎сфинксом-населением‏ ‎с‏ ‎откровенным ‎раздражением.

Ибо ‎в ‎действительности ‎они‏ ‎смотрят ‎не ‎на‏ ‎воображаемое‏ ‎чудовище ‎со‏ ‎львиными ‎лапами, ‎ангельскими ‎крыльями‏ ‎и ‎бюстом ‎четвёртого‏ ‎размера,‏ ‎а ‎всего ‎лишь ‎в ‎зеркало.


Кстати, ‎едва ‎ли ‎случайно‏ ‎загадка ‎того‏ ‎самого древнегреческого‏ ‎сфинкса,‏ ‎на ‎которую‏ ‎согласно ‎мифу‏ ‎не ‎могли‏ ‎ответить‏ ‎тысячи ‎людей,‏ ‎имела ‎банальнейшую ‎разгадку:

- Человек.

Внутри ‎сфинкса ‎находился‏ ‎просто ‎человек‏ ‎—‏ ‎такой ‎же, ‎как ‎сам‏ ‎разгадывающий.