суббота, 2 марта 2024 г.

Мараховский. Король Лир и мёртвые варвары объясняют Англии принципы справедливости


Суббота, ‎ув.‏ ‎друзья. ‎У ‎нас ‎рубрика ‎«Собеседники‏ ‎Вечности», ‎и‏ ‎в‏ ‎студии ‎ув. ‎Собеседник ‎Вечности‏ ‎Кирилл ‎с‏ ‎прекрасным ‎вопросом ‎о ‎том,‏ ‎кто‏ ‎прав.

«Добрый ‎день, ‎уважаемый‏ ‎Виктор!

Хотелось ‎бы‏ ‎задать ‎вопрос ‎о ‎справедливости.

Вот‏ ‎представим‏ ‎себе, ‎например, ‎капиталиста. ‎Он‏ ‎владеет ‎фабрикой.‏ ‎Рабочие ‎работают,‏ ‎горбатятся‏ ‎за ‎нищенскую ‎зарплату,‏ ‎а ‎он ‎ничего ‎не‏ ‎делает, ‎не‏ ‎участвует‏ ‎в‏ ‎производственном ‎процессе, ‎но ‎получает ‎блага.‏ ‎Это ‎же ‎несправедливо!‏ ‎Это‏ ‎эксплуатация ‎человека!‏ ‎

Или ‎вот ‎другой ‎пример:‏ ‎предприниматель ‎берет ‎на‏ ‎себя‏ ‎риск ‎и ‎ответственность, ‎тратит ‎свое ‎время, ‎деньги, ‎нервы‏ ‎и ‎здоровье,‏ ‎и‏ ‎без‏ ‎гарантии ‎результата‏ ‎создает ‎что-то‏ ‎новое ‎(скажем,‏ ‎строит‏ ‎фабрику), ‎создает‏ ‎рабочие ‎места ‎и ‎приносит ‎много‏ ‎пользы ‎обществу.‏ ‎Получает‏ ‎вознаграждение. ‎Это ‎справедливо! ‎Это‏ ‎заслуженно!

И ‎собственно‏ ‎вопрос: ‎а ‎что ‎это‏ ‎за‏ ‎субстанция ‎такая ‎—‏ ‎справедливость? ‎Имеет‏ ‎ли ‎она ‎абсолютное ‎измерение‏ ‎или‏ ‎как ‎скорость ‎в ‎теории‏ ‎относительности ‎—‏ ‎зависит ‎исключительно‏ ‎от‏ ‎системы ‎отсчёта?»


Это ‎тот‏ ‎случай, ‎когда ‎нельзя ‎бояться‏ ‎банальностей. ‎Хорошее‏ ‎повтори,‏ ‎а‏ ‎крайне ‎уместная ‎здесь ‎цитата ‎из‏ ‎Конан ‎Дойля ‎не‏ ‎звучала‏ ‎на ‎страницах‏ ‎данного ‎проекта ‎уже ‎почти‏ ‎три ‎года.

Поэтому ‎встречаем:

«В‏ ‎нашем‏ ‎обширном ‎собрании ‎стран, ‎пожалуй, ‎нет ‎другой ‎страны, ‎права‏ ‎Британии ‎на‏ ‎которую‏ ‎были‏ ‎бы ‎так‏ ‎же ‎неоспоримы, как‏ ‎на ‎эту‏ ‎[Южную‏ ‎Африку]. ‎Мы‏ ‎владеем ‎ею ‎на ‎двух ‎основаниях‏ ‎— ‎по‏ ‎праву‏ ‎завоевания и ‎по ‎праву ‎покупки.

В‏ ‎1806 ‎году‏ ‎британские ‎войска ‎высадились, ‎разбили‏ ‎местную‏ ‎армию ‎и ‎захватили‏ ‎Кейптаун.

В ‎1814‏ ‎году ‎мы ‎выплатили ‎[представителю‏ ‎голландской‏ ‎короны] ‎штатгальтеру ‎огромную ‎сумму‏ ‎в ‎шесть‏ ‎миллионов ‎фунтов‏ ‎за‏ ‎передачу ‎капской ‎земли‏ ‎и ‎некоторых ‎других ‎территорий».

Так‏ ‎начинается ‎великий‏ ‎запил‏ ‎о‏ ‎великой ‎британской ‎справедливости, ‎попранной ‎дикими‏ ‎бурами. ‎Он ‎остался‏ ‎в‏ ‎истории ‎(я‏ ‎сердечно ‎рекомендую ‎ознакомиться ‎с‏ ‎поучительным ‎эссе ‎«Англо-бурская‏ ‎война»‏ ‎целиком) ‎как ‎один ‎из ‎образчиков ‎мирового ‎агитпропа ‎—‏ ‎и ‎в‏ ‎некотором‏ ‎смысле‏ ‎вошёл ‎в‏ ‎золотой ‎фонд‏ ‎«advocacy ‎journalism»‏ ‎(т.е.‏ ‎агитжурналистики). ‎


Конан‏ ‎Дойль ‎в ‎качестве ‎примера ‎идеален‏ ‎— ‎в‏ ‎первую‏ ‎очередь ‎потому, ‎что ‎у‏ ‎нас ‎нет‏ ‎оснований ‎сомневаться ‎в ‎его‏ ‎глубинной‏ ‎внутренней ‎честности, ‎искренности‏ ‎и ‎чистосердечности.‏ ‎

Просто ‎то ‎была ‎британская чистосердечность‏ ‎и‏ ‎искренность ‎— ‎и ‎поэтому‏ ‎у ‎нас,‏ ‎жителей ‎слегка‏ ‎другой‏ ‎державы, ‎при ‎чтении‏ ‎встают ‎вопросы ‎и ‎волосы.‏ ‎

Буры ‎—‏ ‎жуткие‏ ‎дикари,‏ ‎грязные ‎и ‎необразованные, ‎набожные ‎и‏ ‎жестокие ‎(но ‎они,‏ ‎эти‏ ‎дикари, ‎также‏ ‎организовали ‎лучшую ‎в ‎мире‏ ‎армию ‎с ‎самым‏ ‎лучшим‏ ‎в ‎мире ‎оружием).

Англичане ‎— ‎свет ‎миру, ‎носители ‎цивилизации‏ ‎(но ‎весь‏ ‎цивилизованный‏ ‎мир‏ ‎сплотился ‎против‏ ‎Британии ‎на‏ ‎стороне ‎её‏ ‎врагов).

Буров‏ ‎слишком ‎мало,‏ ‎чтобы ‎владеть ‎таким ‎большим ‎количеством‏ ‎земли ‎(заявляет‏ ‎подданный‏ ‎40-миллионной ‎страны, ‎завоевавшей ‎пятую‏ ‎часть ‎мира‏ ‎и ‎400 ‎миллионов ‎землян).

Буры‏ ‎отказывались‏ ‎признавать ‎права ‎других‏ ‎белых, ‎в‏ ‎то ‎время ‎как ‎англичане‏ ‎всех‏ ‎белых ‎уравняли ‎в ‎правах‏ ‎(всего ‎лишь‏ ‎запретив ‎голландский‏ ‎язык‏ ‎в ‎школах ‎и‏ ‎учреждениях).

В ‎тексте ‎20 ‎раз‏ ‎упоминается, ‎что‏ ‎британские‏ ‎солдаты‏ ‎и ‎семьи ‎голодали ‎(13% ‎буров‏ ‎умерли ‎в ‎концлагерях?‏ ‎Каких‏ ‎ещё ‎концлагерях,‏ ‎не, ‎не ‎слышал), ‎но‏ ‎всё ‎героически ‎превозмогли,‏ ‎победив‏ ‎(силами ‎всего ‎лишь ‎полумиллионной ‎армии ‎80-тысячную) ‎орду ‎сих‏ ‎новых ‎варваров.

...Ещё‏ ‎раз‏ ‎осознаем:‏ ‎это ‎создатель‏ ‎Шерлока ‎Холмса‏ ‎— ‎архетипического‏ ‎воина‏ ‎справедливости, ‎бесстрашного‏ ‎профессионала, ‎нередко ‎рискующего ‎жизнью ‎ради‏ ‎защиты ‎слабых‏ ‎без‏ ‎всякого ‎расчёта ‎на ‎вознаграждение.‏ ‎


Как ‎мог‏ ‎Конан ‎Дойль, ‎спросим ‎мы,‏ ‎увернуться‏ ‎от ‎рефлексии ‎на‏ ‎тему ‎«мы‏ ‎звери, ‎господа»? ‎

Рискну ‎предположить,‏ ‎что‏ ‎очень ‎просто. ‎Это ‎позволил‏ ‎ему ‎сделать‏ ‎британский ‎базовый‏ ‎миф.

И‏ ‎здесь ‎уместно ‎о‏ ‎нём ‎рассказать ‎подробней ‎—‏ ‎потому ‎что‏ ‎на‏ ‎его‏ ‎примере ‎мы ‎можем ‎увидеть ‎в‏ ‎полный ‎рост ‎и‏ ‎без‏ ‎косметики ‎голую‏ ‎правду ‎о ‎справедливости.

На ‎данном‏ ‎проекте ‎часто ‎упоминается‏ ‎русский‏ ‎базовый ‎миф ‎и ‎довольно ‎редко ‎— ‎его ‎соседи:‏ ‎южноевропейский/средиземноморский ‎и‏ ‎североевропейский/германский.‏ ‎


Этот‏ ‎последний, ‎согласно‏ ‎смелой ‎гипотезе‏ ‎В. ‎Мараховского,‏ ‎есть‏ ‎миф ‎о‏ ‎проклятом ‎сокровище.

Суть ‎в ‎следующем: ‎германцы,‏ ‎вопреки ‎славе‏ ‎викингов,‏ ‎стали ‎мореходами ‎по ‎историческим‏ ‎меркам ‎довольно‏ ‎поздно. ‎Ув. ‎Св. ‎Исидор‏ ‎Севильский‏ ‎в ‎своей ‎«Истории‏ ‎готов, ‎вандалов‏ ‎и ‎свевов» ‎пишет ‎(а‏ ‎на‏ ‎дворе, ‎заметим, ‎уже ‎седьмой‏ ‎век): ‎«Они‏ ‎любят ‎упражняться‏ ‎с‏ ‎оружием ‎и ‎соревноваться‏ ‎в ‎боях. ‎Они ‎тренируются‏ ‎каждый ‎день.‏ ‎Доныне‏ ‎они‏ ‎не ‎имеют ‎опыта ‎только ‎в‏ ‎одном: ‎они ‎не‏ ‎желают‏ ‎вести ‎морские‏ ‎сражения». Вестготы ‎пользовались ‎византийскими ‎кораблями.‏ ‎Вандалы ‎учились ‎морскому‏ ‎делу‏ ‎у ‎римлян ‎(с ‎середины ‎V ‎века).

Это ‎значит, ‎что‏ ‎германская ‎мифология,‏ ‎сложившаяся‏ ‎гораздо‏ ‎раньше ‎—‏ ‎сложилась ‎в‏ ‎качестве ‎сухопутной. То‏ ‎есть‏ ‎она ‎сложилась‏ ‎на ‎основе ‎сухопутного ‎опыта ‎—‏ ‎со ‎всеми‏ ‎его‏ ‎нюансами.

А ‎среди ‎этих ‎нюансов‏ ‎сухопутности ‎главный‏ ‎— ‎некоторое ‎стоическое ‎осознание‏ ‎а)‏ ‎неизбежности ‎бесконечной ‎войны‏ ‎всех ‎со‏ ‎всеми ‎и ‎взаимных ‎грабежей, б)‏ ‎неизбежности‏ ‎обязательного ‎возмездия ‎за ‎успех. Ведь‏ ‎если ‎вы‏ ‎удачно ‎нападёте‏ ‎на‏ ‎вражескую ‎деревню, ‎убьёте‏ ‎там ‎всех ‎мужчин, ‎похитите‏ ‎женщин, ‎утащите‏ ‎всё‏ ‎золото‏ ‎и ‎угоните ‎скотину, ‎то ‎остальное‏ ‎племя ‎и ‎его‏ ‎союзники‏ ‎обязательно ‎придут‏ ‎по ‎вашим ‎следам ‎и‏ ‎отомстят. ‎Месть ‎в‏ ‎германском‏ ‎мире ‎была ‎настолько ‎институционализирована, ‎что ‎одним ‎из ‎самых‏ ‎жутких ‎оскорблений‏ ‎у‏ ‎лангобардов,‏ ‎например, ‎служило‏ ‎краткое ‎слово‏ ‎«арга», означающее: ‎«чувак,‏ ‎который‏ ‎слишком ‎медленно‏ ‎и ‎неохотно ‎мстит». ‎За ‎подобное‏ ‎обзывание ‎причитался‏ ‎крупный‏ ‎штраф.

Поэтому ‎нормальный ‎германец ‎тысячелетиями‏ ‎смотрел ‎на‏ ‎мир ‎как ‎на ‎большую‏ ‎бойню,‏ ‎в ‎которой ‎невозможно‏ ‎никого ‎победить‏ ‎раз ‎и ‎навсегда ‎—‏ ‎а‏ ‎можно ‎лишь ‎стать ‎чемпионом‏ ‎этапа, звездой ‎и‏ ‎первой ‎ракеткой‏ ‎сезона.‏ ‎Однажды ‎непременно ‎явятся‏ ‎те, ‎кто ‎победит ‎тебя‏ ‎— ‎и‏ ‎неслучайно‏ ‎лучший‏ ‎архетипический ‎конец, ‎который ‎может ‎себе‏ ‎представить ‎настоящий ‎пацан,‏ ‎это‏ ‎смерть ‎от‏ ‎ран ‎в ‎ходе ‎удачного‏ ‎нападения ‎на ‎кого-нибудь‏ ‎(т.н.‏ ‎«ушёл ‎победителем»). ‎Впрочем, ‎и ‎к ‎этому ‎примешивалась ‎некоторая‏ ‎меланхолия ‎—‏ ‎ибо‏ ‎вражда‏ ‎у ‎германцев‏ ‎наследовалась, ‎и‏ ‎когда ‎к‏ ‎детям‏ ‎удачных ‎грабителей‏ ‎приходили ‎мстить, ‎дети ‎в ‎последнюю‏ ‎очередь ‎испытывали‏ ‎удивление.


...Ну‏ ‎так ‎вот.

Британский ‎базовый ‎миф,‏ ‎как ‎можно‏ ‎предположить, ‎стал ‎модификацией ‎германского‏ ‎—‏ ‎и ‎притом ‎весьма‏ ‎удачной.

Суть ‎модификации‏ ‎в ‎том, ‎что ‎война‏ ‎всех‏ ‎со ‎всеми, ‎конечно, ‎штука‏ ‎естественная, ‎а‏ ‎месть ‎и‏ ‎обратка‏ ‎неизбежны ‎— ‎но. Если‏ ‎вы ‎победили ‎и ‎получили‏ ‎успех, ‎то‏ ‎это‏ ‎не‏ ‎просто ‎так, ‎а ‎мандат ‎небес‏ ‎— ‎потому ‎что‏ ‎вы‏ ‎действительно ‎лучше. А‏ ‎успех ‎для ‎лучшего ‎—‏ ‎это ‎справедливо.


Это ‎как‏ ‎раз‏ ‎то, ‎что ‎у ‎нас ‎принято ‎именовать ‎«протестантской ‎моралью,‏ ‎предполагающей, ‎что‏ ‎успех‏ ‎есть‏ ‎знак ‎спасённости».‏ ‎Но, ‎как‏ ‎уже ‎отмечалось‏ ‎на‏ ‎данном ‎проекте,‏ ‎протестантская, ‎вернее, ‎кальвинистская мораль ‎в ‎настоящем‏ ‎своём ‎виде‏ ‎делает‏ ‎культ ‎не ‎из ‎успеха,‏ ‎а ‎из‏ ‎упоротого ‎трудоголизма ‎(если ‎уж‏ ‎на‏ ‎то ‎пошло, ‎то‏ ‎более ‎чистыми‏ ‎кальвинистами ‎были ‎как ‎раз‏ ‎буры).

Тезис‏ ‎же ‎«кто ‎чемпион, ‎тот‏ ‎прав» ‎является‏ ‎не ‎протестантским‏ ‎вообще‏ ‎и ‎не ‎кальвинистским‏ ‎вообще ‎изобретением, ‎а ‎сугубо‏ ‎английским ‎(любопытный‏ ‎момент:‏ ‎абсорбирование‏ ‎Англией ‎кальвинизма ‎исторически ‎совпало ‎с‏ ‎её ‎морской ‎грабительской‏ ‎всемирной‏ ‎экспансией).

В ‎итоге‏ ‎явилась ‎гигантская, ‎многосложная, ‎очень‏ ‎умная ‎и ‎хитровычурная‏ ‎школа‏ ‎британской ‎мысли, ‎занятая ‎бесконечным ‎невротическим ‎доказательством ‎того, ‎что‏ ‎британское ‎чемпионство‏ ‎в‏ ‎грабежах‏ ‎и ‎захватах‏ ‎есть ‎не‏ ‎просто ‎успех,‏ ‎но‏ ‎ещё ‎и‏ ‎полезное ‎добро.


Образно ‎говоря, ‎какой-нибудь ‎Зигфрид,‏ ‎ограбив ‎труп‏ ‎убитого‏ ‎и ‎получив ‎сокровище, ‎смотрел‏ ‎на ‎него‏ ‎обречёнными ‎глазами ‎будущей ‎жертвы‏ ‎предательства-возмездия.‏ ‎Его ‎же ‎далёкий‏ ‎потомок-англичанин, ‎ограбив‏ ‎труп ‎убитого ‎и ‎получив‏ ‎сокровище,‏ ‎немедленно ‎вставал ‎в ‎позу‏ ‎и ‎декламировал:

- Во-первых,‏ ‎это ‎был‏ ‎очень‏ ‎могучий ‎противник ‎и‏ ‎к ‎тому ‎же ‎злодей,‏ ‎негодяй ‎и‏ ‎вероломный‏ ‎варвар,‏ ‎замышлявший ‎против ‎добра ‎всякое ‎зло.

Во-вторых,‏ ‎с ‎помощью ‎этого‏ ‎золота‏ ‎я ‎сделаю‏ ‎очень ‎много ‎справедливого ‎добра,‏ ‎чтобы ‎оправдать ‎высокое‏ ‎доверие‏ ‎небес, ‎присудивших ‎мне ‎этот ‎приз ‎(аплодисменты).

Апофеозом ‎данного ‎мифа‏ ‎стало ‎знаменитое‏ ‎стихотворение‏ ‎Киплинга‏ ‎о ‎бремени‏ ‎белых, ‎в‏ ‎котором ‎сентиментально‏ ‎описывается,‏ ‎как ‎Англия‏ ‎посылает ‎своих ‎сыновей ‎на ‎службу‏ ‎(да) ‎диким‏ ‎полудемонам-полудетям.


Я‏ ‎это ‎всё ‎к ‎чему.

По‏ ‎изложенным ‎выше‏ ‎причинам, ‎ув. ‎друзья, ‎мы‏ ‎абсолютно‏ ‎не ‎в ‎состоянии‏ ‎убедить ‎хорошего‏ ‎качественного ‎англосакса ‎в ‎том,‏ ‎что‏ ‎мы ‎правы, ‎иначе ‎чем‏ ‎буквально ‎завоевав‏ ‎его ‎землю,‏ ‎сжегши‏ ‎его ‎дом ‎и‏ ‎изнасиловав ‎его ‎сеттера ‎на‏ ‎глазах ‎его‏ ‎жены. Только‏ ‎тогда‏ ‎он ‎признает, ‎что ‎мандат ‎небес‏ ‎перешёл ‎к ‎другому‏ ‎чемпиону.

Поэтому,‏ ‎когда ‎мы‏ ‎слышим ‎сегодня ‎мантру ‎«Мы‏ ‎не ‎можем ‎позволить‏ ‎России‏ ‎победить, ‎потому ‎что ‎это ‎подорвёт ‎основы ‎справедливого ‎миропорядка»,‏ ‎мы ‎не‏ ‎имеем‏ ‎оснований‏ ‎сомневаться ‎в‏ ‎искренности ‎наших‏ ‎оппонентов. ‎Они‏ ‎правы.‏ ‎Их справедливость ‎таким‏ ‎образом ‎будет ‎подорвана ‎— ‎ибо‏ ‎права ‎на‏ ‎неё‏ ‎перейдут ‎к ‎другим.


Возвращаясь ‎к‏ ‎вопросу ‎ув.‏ ‎Кирилла ‎— ‎мы ‎можем‏ ‎сформулировать‏ ‎следующее:

1) Справедливость ‎в ‎прикладном‏ ‎смысле ‎означает‏ ‎соблюдение ‎договора, ‎контракта ‎и‏ ‎завета,‏ ‎заключённого ‎сторонами.

2) Справедливость ‎самого договора ‎и‏ ‎завета ‎—‏ ‎неоспорима ‎изнутри‏ ‎созданного‏ ‎им ‎пространства. ‎Чтобы‏ ‎её ‎оспорить, ‎сам ‎договор‏ ‎и ‎завет‏ ‎необходимо‏ ‎закрыть.

3) Поэтому‏ ‎изнутри ‎можно ‎бороться ‎за ‎справедливость,‏ ‎лишь ‎оспаривая ‎соблюдение‏ ‎противной‏ ‎стороной ‎пунктов‏ ‎завета. ‎В ‎то ‎время‏ ‎как ‎для ‎изменения‏ ‎его‏ ‎самого ‎— ‎необходимо ‎выйти ‎за ‎его ‎пределы.


В ‎случае‏ ‎с ‎капиталистом‏ ‎и‏ ‎его‏ ‎работниками ‎—‏ ‎абсолютно ‎верны‏ ‎обе ‎трактовки,‏ ‎упомянутые‏ ‎ув. ‎Кириллом‏ ‎(«бездельник-эксплуататор ‎эксплуатирует ‎голодных ‎бедолаг» ‎и‏ ‎«деятельный ‎инициатор‏ ‎берёт‏ ‎на ‎себя ‎риски ‎и‏ ‎создаёт ‎систему‏ ‎добра ‎и ‎пользы»).

Просто ‎в‏ ‎первом‏ ‎случае ‎оценка ‎претендует‏ ‎на ‎отмену‏ ‎самого ‎завета, ‎а ‎во‏ ‎втором‏ ‎нет.

Автор ‎этих ‎взволнованных ‎строк‏ ‎достаточно ‎раз‏ ‎влезал ‎в‏ ‎кадр‏ ‎со ‎своим ‎личным‏ ‎опытом, ‎поэтому ‎на ‎сей‏ ‎раз ‎воздержится.‏ ‎Уместно‏ ‎сказать‏ ‎лишь, ‎что ‎если ‎вы ‎находитесь‏ ‎внутри ‎договора, то ‎вы‏ ‎будете‏ ‎бороться ‎за‏ ‎справедливость ‎следующим ‎образом:

- Мне ‎последний‏ ‎раз ‎поднимали ‎зарплату‏ ‎в‏ ‎позапрошлом ‎году ‎на ‎10%, ‎а ‎с ‎тех ‎пор‏ ‎инфляция ‎съела‏ ‎15%.‏ ‎Поднимиииите‏ ‎мне ‎зарплату‏ ‎на ‎5%.‏ ‎И ‎ещё‏ ‎я‏ ‎работаю ‎и‏ ‎выдаю ‎на-гора ‎500 ‎зюзюбликов, ‎вот‏ ‎документы. ‎А‏ ‎Василий‏ ‎выдаёт ‎80 ‎зюзюбликов ‎и‏ ‎получает ‎больше‏ ‎меня. ‎Это ‎несправедливо! ‎Ну‏ ‎Семён‏ ‎Петрович!\

И ‎хозяин/начальник ‎будет‏ ‎вам ‎объяснять:

- Вы,‏ ‎Олег, ‎очень ‎ценный ‎кадр‏ ‎и‏ ‎поэтому ‎получаете ‎почти ‎как‏ ‎Василий. ‎Просто‏ ‎он ‎заодно‏ ‎выполняет‏ ‎дополнительные ‎компетенции ‎и‏ ‎кроме ‎80 ‎зюзюбликов ‎делает‏ ‎регулярную ‎матумбу.‏ ‎А‏ ‎вы‏ ‎делаете ‎только ‎зюзюблики. ‎Учитесь ‎делать‏ ‎матумбу, ‎и ‎всё‏ ‎у‏ ‎вас ‎однажды‏ ‎получится.


...А ‎если ‎вы ‎выходите‏ ‎за ‎пределы ‎договора‏ ‎—‏ ‎то ‎смотрите ‎на ‎ситуацию ‎со ‎стороны, ‎задумчиво ‎вертя‏ ‎ролекс ‎на‏ ‎запястье,‏ ‎и,‏ ‎поставив ‎стакан‏ ‎на ‎столик‏ ‎у ‎кресла,‏ ‎философски‏ ‎тянете:

- Если ‎по‏ ‎гамбургскому ‎счёту, ‎то ‎я ‎благодарен‏ ‎Семёну ‎Петровичу.‏ ‎Он‏ ‎дал ‎мне ‎возможность ‎поработать‏ ‎и ‎многому‏ ‎научиться, ‎а ‎также ‎—‏ ‎наглядно‏ ‎осознать ‎необходимость ‎работать‏ ‎на ‎себя.‏ ‎Если ‎смотреть ‎совсем ‎широко,‏ ‎то‏ ‎в ‎итоге-то ‎все ‎получили‏ ‎то, ‎чего‏ ‎по-настоящему ‎хотели.‏ ‎Интересно,‏ ‎как ‎там ‎мои‏ ‎бывшие ‎коллеги ‎— ‎всё‏ ‎ноют ‎о‏ ‎прибавках?‏ ‎Ну,‏ ‎это ‎их ‎выбор.

А ‎когда ‎бывшее‏ ‎начальство ‎начинает ‎обвинять‏ ‎вас‏ ‎в ‎неблагодарности,‏ ‎варварстве ‎и ‎нарушении ‎законов‏ ‎великой ‎справедливости ‎—‏ ‎вы‏ ‎смотрите ‎на ‎него ‎как ‎министр ‎иностранных ‎дел ‎Индии‏ ‎на ‎Британию‏ ‎и‏ ‎ехидно‏ ‎комментируете:

- Ох ‎ты‏ ‎ж. ‎Вас‏ ‎расстраивает ‎сотрудничество‏ ‎России‏ ‎с ‎Китаем?‏ ‎Это ‎довольно ‎смешно, ‎когда ‎вы‏ ‎с ‎одной‏ ‎стороны‏ ‎проводите ‎политику, ‎буквально ‎заставляющую‏ ‎эти ‎две‏ ‎страны ‎объединяться ‎и ‎сотрудничать,‏ ‎а‏ ‎с ‎другой ‎вопите‏ ‎«аааа, ‎какой‏ ‎ужас, ‎эти ‎страны ‎объединяются,‏ ‎это‏ ‎угроза». ‎Продумывайте ‎свои ‎решения,‏ ‎что ‎ли.


Одна‏ ‎из ‎самых‏ ‎распространённых‏ ‎в ‎быту ‎драм‏ ‎— ‎это, ‎так ‎сказать,‏ ‎драма ‎человека,‏ ‎переоценившего‏ ‎границы‏ ‎своего ‎собственного ‎контракта ‎с ‎окружающими.‏ ‎Такой ‎Лир ‎на‏ ‎минималках‏ ‎полагает, ‎что‏ ‎устроенная ‎им ‎в ‎подвластном‏ ‎ему ‎мире ‎справедливость‏ ‎должна‏ ‎действовать ‎и ‎после ‎того, ‎как ‎подвластные ‎закрыли ‎контракт‏ ‎и ‎разошлись‏ ‎разными‏ ‎путями.‏ ‎И ‎он‏ ‎оказывается ‎в‏ ‎диком ‎шоке,‏ ‎обнаружив,‏ ‎что ‎его‏ ‎завет ‎более ‎не ‎действует ‎на‏ ‎бывших ‎контрагентов,‏ ‎и‏ ‎призывает ‎на ‎их ‎головы‏ ‎ядовитые ‎туманы,‏ ‎и ‎упрекает ‎в ‎неблагодарности,‏ ‎и‏ ‎припоминает ‎свои ‎благодеяния.

И‏ ‎когда ‎ему‏ ‎отвечают ‎«с ‎тех ‎пор‏ ‎всё‏ ‎изменилось, ‎мы ‎больше ‎не‏ ‎твои ‎вассалы»,‏ ‎он ‎не‏ ‎желает‏ ‎этого ‎принять ‎и‏ ‎может ‎даже ‎наделать ‎от‏ ‎огорчения ‎глупостей.

Любой установленный‏ ‎нами‏ ‎порядок‏ ‎справедлив ‎ровно ‎в ‎тех ‎границах,‏ ‎в ‎которых ‎мы‏ ‎сами‏ ‎в ‎состоянии‏ ‎его ‎обеспечивать. ‎А ‎если‏ ‎мы ‎утратили ‎эту‏ ‎возможность‏ ‎и ‎наши ‎контрагенты ‎вышли ‎за ‎границы ‎нашей ‎справедливости‏ ‎- ‎то‏ ‎к‏ ‎кому‏ ‎нам, ‎спрашивается,‏ ‎апеллировать?