пятница, 15 марта 2024 г.

Мараховский: Славный русский индивидуалист буржуазно служит Родине

 

15.03.2024

Пятница, ув. друзья. У нас рубрика «Собеседники Вечности», и в студии ув. Собеседник Вечности Максим Крамар с вопросом о важнейшей задаче миллионов наших ув. сограждан.

«Подписался месяц назад на ваши тексты. Читаю. Спасибо за вашу продуктивность, кругозор и логику. Ваши смелые гипотезы часто бывают достаточно эвристичны, желаю продолжать их формулировать и подтверждать/опровергать.

У меня вопрос - как происходит смена Базового мифа? Обновление Базового мифа? Замещение Базового мифа?

Тут конечно возникает вопрос - зачем менять Базовый миф? Но давайте оставим предварительную версию, что есть более "выгодные" для развития русской нации сюжеты, не связанные с гос службой, например истории про Садко или Афанасия Никитина.

Важно отметить, что я не являюсь гос служащим, я работаю на управляющей позиции в с/х и считаю, что вклад нашей компании (и таких как мы) в благосостояние общества заслуживает отдельного мифа, который позволит подрастающему поколению найти свой жизненный путь в развитии частного, а не государева, дела.

И сразу же всплывает вопрос про "русскую нацию и российскую (напишите правильный вариант)". Может ли Базовый миф принадлежать не нации а другой сущности? Кажется я живу в российском обществе, в котором смешано несколько крупных "наций" и , соответственно, смешано несколько Базовых мифов. Может ли быть российский Базовый миф?

Кто/что является (может являться) носителем Базового мифа?»


Привычно начну со справки-малютки (для новых ув. друзей).

Базовый миф — согласно смелой гипотезе В. Мараховского — есть краткий сюжет, описывающий «максимальную реализацию биографии» представителя какой-либо нации. В средиземноморском случае это миф об аргонавтах, то есть миф об удачном коммерческом предприятии, принесшем доход. В германском/североевропейском случае это миф о Нибелунгах, то есть о проклятом сокровище, которым совершенно необходимо завладеть, но за которое придётся расплачиваться. В русском же случае это миф о богатыре — то есть миф о государственной служебной карьере.

конец справки-малютки

Также учтём, что сегодня День Пони — то есть пятница — и впереди выходные. Каждый ув. гражданин нашей ув. страны, не занятый службой Родине в СВО и проголосовавший на выборах, может посвятить время отдыху вообще и чтению в частности. Поэтому перечислю тексты проекта, посвящённые частному честному русскому успеху:

Похвала частному русскому патриотизму;

Похвала частному русскому фатализму;

Похвала частному русскому труду;

Похвала русскому индивидуализму.


А теперь к вопросу ув. Максима.

Прежде всего — о понятии «нация». По ряду причин, не последнюю из которых составляет личная биография, автор этих взволнованных строк считает нацию — пространством, где превалирует конкретная культура, и всеми людьми, полезно действующими в этом пространстве. То есть наша ув. нация, например, это и могучий великоросс из центральных регионов, и экспрессивный кареглазый кубанец/новоросс, и честолюбивый татарин, и квалифицированный питерский еврей-ОКРщик, и мерзлявый вопреки стереотипам самоироничный сибиряк, и организованный якут, и боевой бурят, и спокойный белорус, и лихой тувинец, и вся палитра кавказских типажей — действующие в культурных, не побоюсь этого слова, гештальтах, определённых некогда великорусским характером и зацементированных в традициях государственной и частной практики.

Не стоит, кстати, сбрасывать со счетов и т.н. «соотечественников» — миллионы носителей русской культуры, родившихся и выросших за три минувших десятилетия за пределами нашей ув. страны и репатриировавшихся в неё. Как один из представителей данного подмножества, я вдумчиво курил приблизительные аналоги и нашёл их немало — от венгров, оказавшихся за пределами Венгрии по условиям Трианонского договора, до т.н. «проливных китайцев», также известных под приятным названием «баба-нёня»: граждан порой довольно отдалённо китайского происхождения, живущих в Малайзии, Индонезии и Сингапуре, не сохранивших порой даже китайских языков, но сохранивших китайскую культурную идентичность — и с недавних пор активно её возрождающих.

Разумеется, Тува, Чечня, Москва и Саха друг от друга отличны — но они отличны в широких как Волга берегах русской культурно-цивилизационной матрицы.


И, разумеется, не все жители нашей страны умещаются в эти берега. На Кавказе то и дело вылезают какие-то невоспитуемые сущности, либо грезящие салафитским ретроидеализмом, либо просто слишком дикие. Т.н. «русские националисты» любят голосить именно о них — но чиорд побери, откуда на Украине взялась террористическая запрещённая организация РДК и откуда в Питере взялись уроды из неё же, собиравшиеся отравить на днях тысячу наших ув. сограждан на Донбассе? Отчего десятки тысяч жителей столицы нашей Родины, большинство из которых даже не этнические евреи, дали по тапкам после 24.02 и злобно мёрзнут по зарубежьям в позе куколдов?

Во всякой национальности, образующей нашу ув. нацию, возможно появление лузеров, не нашедших себе места в крупнейшей стране мира и потому придумавших себе свою маленькую небесную ингрию, в которой они будут наконец пануваты. Разумеется, на перифериях таких больше — ну так на то и периферии, окраины.

В этом смысле наша главная нынешняя головная боль, Украина — это клинический пример коллективного антирусского лузерства, пришедшего к лузерскому антирусскому успеху во всей его страшненькой красе. Но об Украине написано столь много, что я здесь не буду развивать очевидность.

Скажу лишь, что всякий сознательный нерусский русский гражданин весьма чётко понимает определяющую роль русских русских в сохранении России. Ивану Христофоровичу Баграмяну приписывают знаменитую формулу «если в дивизии меньше половины русских, её надо расформировывать»; Апти Аронович Алаудинов известен призывом к русским рожать изо всех сил, ибо «если русские вымрут, то это крайне невыгодно остальным народам, населяющим Российскую Федерацию»; татарская шутка «мы с русскими, а с ними Бог» сейчас не только ходит по интернетам, но и красуется на шевронах фронтовиков. Лузероссы и на этом месте, пожалуй, найдут повод саркастично поныть на тему «ну дааа, нацменам нужно стадо», но этим людям сочувствовать бессмысленно. Если некто решил стать лузером в собственной стране, его не отговоришь.


...Ну так вот. В берегах нашей ув. нации течёт много вод и водится много рыб в зарослях роголистника. Но стрежень и стремнина, где течёт больше всего почёта, успеха, честолюбия и бабла — определены историческими условиями, из которых главными представляются:

- Огромная сухопутная граница с многочисленными и порой весьма беспокойными соседями;

- Суровый и непростой климат, налагающий свой отпечаток и на земледелие, и на логистику.

Чтобы менеджерить первую с учётом второго и при этом ещё развиваться, хочешь не хочешь придёшь к централизации: неслучайно Россия — страна крупных городов в большей степени, чем кое-как сравнимые с нею США или там Германия. Неизбежна и известная сакрализация госслужбы — ибо что охраняем, то и имеем (как в дурном, так и в хорошем смысле).


Поэтому специфичность русского базового мифа-о-госслужбе — и его первородство — были неизбежны и вряд ли в обозримой перспективе изменятся (если, конечно, наш мир не покатится по сценарию ув. Иоанна Богослова).

Но это не значит, что помимо первородного мифа нет других. Автор этих взволнованных строк — младший сын в многодетной семье и знает, о чём пишет. Семья нашего общества велика, а век на дворе XXI, и служить экономическому и гуманитарному процветанию ув. России сегодня — дело не меньшей важности, чем служить её безопасности.


Здесь стоит сделать ремарку (у меня чувство, что я уже обращался к этому факту, но хорошее стоит повтоорить) об упомянутом ув. Максимом Садке (я прошу прощения, но он в былинах склоняется).

Ув. Садко — персонаж новгородский. Это важно. Великий Новгород с примкнувшим к нему Псковом, как известно, был изначально несколько своеобычен (если верить ув. Зализняку, а кому же верить, как не ему, там и диалект был своеобразный) и время от времени доставлял Руси определённую мигрень, поскольку, будучи торговым форпостом будущей империи, вместе с товарами абсорбировал и всякие там идеи. Достаточно вспомнить новгородские бунты, сепаратистские заговоры с элементами предательства, ересь жидовствующих и прочие взбрыки.

Новгород, если угодно, был максимально близок по культуре к Европе — причём в обоих её вариантах, северном и, как ни странно, южном: в новгородцах было кое-что и от викингов, и от аргонавтов.

Но логика обстоятельств сильней логики намерений. Если мы рассмотрим обоих оригинальных новгородских героев, то обнаружим, что условный «викинг» Василий Буслаев не рассматривается как конструктивный персонаж. Он могуч, он лих, он вообще ух — но городу он приносит одни неприятности, а его поведение в итоге приводит к нелепой смерти в ходе демонстрации понтов.


Что касается Садка — то представляется очень характерным включение в его приключения эпизода со спором морского царя с царицей. Коротко: в ходе пребывания Садка в гостях у морского царя тот поспорил с супругой о том, что на Руси дороже — золото или булат. Садко — сам будучи как бы коммерсантом (причём купцом-гусляром, гуманитарием в хорошем смысле слова) — решительно заявляет:

«Ай же ты, царь морской со царицею! Я скажу вам правду, не утаю себя: у нас красно-золото на Руси дорого, а булат-железо не дешевле; потому оно дорого, что без красна-золота сколько можно жить, а без булату-железа жить-то не можно, а не можно жить ведь никакому званию».

Конец цитаты.

Представитель высокой цивилизации с уже осознавшей многое культурой, Садко прекрасно понимает, что первично.

...Но, как уже было сказано, быть младшим не зазорно. В семье русских мифов помимо старшего базового, о госслужбе, не просто есть место младшему, о частном успехе: ему есть куда расти.


Пожалуй, я влезу в кадр. Время от времени ув. современники упрекают меня в том, что я не поддерживаю отечественных ув. воинов, сражающихся в СВО, молча. Это некрасиво, пишут мне. Помогать надо "по-евангельски, чтоб правая рука не знала, что делает левая". И не выпендриваясь.

На мой скромный личный взгляд, в текущий исторический момент то, что они несут - это полная и вредная чепуха. Тысячи ув. блогеров выпендриваются тем, как много им удалось собрать на СВО — и никто их не осуждает, их чтят и хвалят за их труд. Тысячи и тысячи ув. соотечественниц и соотечественников становятся героями телесюжетов потому, что плетут сети и возят грузы — и они заслуживают, безусловно, своей похвалы и доброй славы. Сотни артистов выступают перед солдатами — и получают своё заслуженное одобрение. Крупные компании передают средства антидронной борьбы — и их поимённо хвалит главред «Раша тудей», отмечая: «И не нужно лекций о том, что помощь должна быть тихой. Этой тишиной прикрываются те, кто отказывается помогать».

И только частным гражданам с материальным ресурсом предписывается помогать фронту скромно и чуть ли не виновато. А если они засветятся — то это именуется «самопиаром на СВО».


Не могу меланхолично не отметить, что самопиар на СВО — это то, что нам сейчас весьма нужно. Помощь фронту должна быть нормализована и должна быть неотъемлемой частью частного русского успеха.

Я уж не говорю о том, что тупо получается: человек, открывший счёт и наладивший закупку и доставку дронов и прицелов — герой тыла. Губернатор, отправляющий партию автомобилей — молодец. Компания, отправляющая аппаратуру — умнички. А человек, отдающий своё заработанное на закупку и доставку всего этого — должен обходиться без всякой похвалы? Чего это.

Рискну предположить, что это — одна из издержек нашего базового мифа, нуждающихся в коррекции. Абсолютно естественно, что у центральной роли госслужбы в отечественной ноосфере есть свои теневые стороны (у кого их нет). Среди них — некоторая предубеждённость к мелкобуржуазности, усугубленная аффектированной нелюбовью к т.н. стяжательству, привитой отчасти советской эпохой, отчасти же более ранней традицией, восходящей чуть ли не к заволжским старцам.


...Но, к счастью, помимо ув. Св. Нила Сорского у нас есть также ув. Св. Иосиф Волоцкий — обильно осуждаемый, но крайне редко излагаемый отечественной историографией. Если коротко, то на практике все дроны, искандеры и цирконы растут не в чистом поле и Гагарин запускается в небо не силой духа. Чтобы на нации были литые мышцы — у неё должен быть крепкий хозяйственный скелет и хорошее экономическое пищеварение. И каждый фермент заслуживает в ней такого же почёта, как бицепс.

Поэтому русский ув. лавочник и русский ув. ипэшник — поливаемые осуждением за нескромность со стороны тех, кто почитает свою материальную несостоятельность чуть ли не нестяжательством — должны смело, открыто и с обоснованной гордостью выращивать «младший русский миф», миф о частном и честном русском успехе.

Если они не будут показывать миру, что их деньги идут на добрые дела — они так и останутся в отечественной традиции дурацкими мультяшными карикатурами на себя. Или, как упомянутый ув. Максимом Афанасий Никитин, впадут по ходу своей биографии в крайне загадочное состояние духа.


К сказанному остаётся добавить, что у частного русского успеха есть союзник. Позволю себе его процитировать:

- Российский бизнес за два года направил миллиарды рублей волонтёрским организациям и благотворительным фондам, которые поддерживают наших бойцов и их семьи. Самая надёжная защита активов, капиталов российского бизнеса – наша сильная, суверенная страна. Абсолютное большинство предпринимателей стоит на отечественных, патриотических позициях. И бизнес, который работает здесь, в России, должен иметь гарантии неприкосновенности собственности, активов и своих новых вложений.

Завершив эту цитату, я сейчас встану и пойду на участок благодарить её ув. автора.