суббота, 16 октября 2010 г.

Лекция: М.Фридман

В качестве первого специфического качества, я бы хотел сказать, что предпринимателю, на мой взгляд, присущ такой здоровый авантюризм. Слово «авантюризм» несет не всегда позитивный смысл, очень часто в каких-то личных отношениях или в семейной жизни, в дружбе это может быть не очень хорошо, а в бизнесе иногда бывает очень полезно. Я недавно рассказывал своим друзьям историю: когда мы начали заниматься предпринимательской деятельностью на заре кооперативного движения, у нас был офис, который находился, в помещении Института химической физики. Это один из крупнейших академических институтов в Москве имени Николая Николаевича Семенова. Мы арендовали кусочек помещения, рядом с нами – в здании работали наши ровесники (тогда мне было около 24-25 лет), выпускники лучших советских вузов, – Московского физико-технического института, МГУ, МИФИ, – советская научно-техническая элита. Они уже были либо молодые кандидаты наук или профессора, хотя мы, в принципе, все были более-менее одного возраста, иными словами, ребята были во всех отношениях блестящие, образованные, умные, эрудированные и т.д. Я, кстати, тоже в свое время пытался поступить в Московский физико-технический институт, но, к сожалению, не поступил, по разным причинам, и я им завидовал, так сказать, легкой завистью. Мы дружили, общались, разговаривали, а поскольку мы только начинали чем-то заниматься, я им говорю: «Ну, давайте, присоединяйтесь». И они вроде с интересом к этому относились, но потом мы с ними общались, и они очень так логично и обстоятельно объясняли мне, почему, в принципе, этим заниматься нельзя. Например, они говорили, что нужен стартовый капитал, которого нет, что, в принципе, безусловно, правильно. Потом мне объясняли, что это опасно, – рэкет, бандитизм, что тоже абсолютно соответствовало действительности. Третье: они говорили, что советская власть все равно это не разрешит и всех в итоге посадят. Называли десять причин, по которым точно нельзя было заниматься бизнесом, после чего мы продолжали заниматься бизнесом, а они, в свою очередь, продолжали заниматься научной деятельностью и постепенно, как говорится, результат был на лицо: через несколько лет Институт распался, они остались без работы. Я это говорю не к тому, что я хочу критиковать их логику. Я думаю, что ответов на те вопросы, которые они ставили, у нас не было, просто у нас была какая-то внутренняя убежденность, что мы справимся. Собственно говоря, часто бизнесмен действует в очень противоречивых обстоятельствах, ему очень трудно точно рассчитать все факторы и условия своей деятельности. И более того, я бы сказал, что, если все можно точно просчитать, – это уже не бизнес, а просто техника исполнения. А вот здоровый авантюризм, уверенность, что в быстро изменяющемся мире ты найдешь правильное решение, это и есть одно из важнейших качеств для бизнесмена.

Другое качество, которое, я думаю, интересно для предпринимателя, – это такое сочетание, которое тоже, может быть, в обычной жизни является спорным с точки зрения его положительности, сочетание большой гибкости, с одной стороны, и очень твердого отстаивания своих интересов. Гибкости в тактических вопросах и твердости в отстаивании своих стратегический целей, которые, в принципе, редко встречаются у людей. Причем эта вот гибкость, она, мне кажется, иногда создает ощущение в каком-то смысле беспринципности. Очень часто в общественном сознании бизнесмены – люди, в общем-то, аморальные, потому что они готовы дружить со вчерашними врагами, объединяться против тех, с кем дружили позавчера и т.д. И в принципе, с точки зрения человеческой этики, это кажется беспринципным. Тем не менее, мне кажется, что вот эта тонкая грань, которую очень трудно определить, между тактикой и стратегией, между тактическими, текущими задачами и стратегическими целями, – это крайне важное качество.

Еще интересный, на мой взгляд, момент. В принципе, предпринимательство – это вещь очень конфликтная. Большинство людей не любит участвовать в конфликтах, и это нормально. Люди любят дружить, договариваться, общаться в хорошем тоне со своими знакомыми и близкими. Но бизнес предполагает нацеленность на конфликт, если это необходимо, готовность к нему. Человек в бизнесе должен быть готов время от времени жестко отстаивать свои интересы.

Я думаю, что из всех видов человеческой деятельности предпринимательство в каком-то смысле наиболее близко войне. Те же корпоративные войны отражают степень накала борьбы и остроты, и бескомпромиссности. И в принципе, мне кажется, что если у человека существует внутренняя готовность к подобной войне, комфорт в состоянии конфликта, – это, наверное, предпосылка для того, чтобы у него в бизнесе все получалось.

Ну, и последняя, забавная вещь, которая, как мне кажется, имеет отношение к предпринимательству, – это адекватная оценка себя и окружающих. Иногда люди путают это с цинизмом и обвиняют предпринимателей в очень циничном отношении к действительности. Опять же, можно сказать, что в каком-то бытовом смысле слова это и правда, потому что предприниматель, наверное, обязан воспринимать весь мир очень адекватно, предполагая, может быть, наиболее негативный сценарий развития той или иной ситуации, самые неприятные поступки со стороны окружающих, в том числе близких людей. Ведь мы говорим о бизнесе, где бывают конфликты и с друзьями..

Тем не менее, мне кажется, что если это справедливо отражает окружающий мир, то это качество хорошее и для бизнеса, да и для отношений не такое уж плохое. Конечно, это прелесть заблуждаться и жить в иллюзиях относительно своих знакомых и приятелей, и других малознакомых людей… Но лучше относиться более трезво. Я, может быть, немножко сгущаю краски, рассказываю о таких вещах, которые, в идеальном смысле слова не являются самыми привлекательными. Но я ведь никак не говорю о тех вещах, которые являются общепринятыми, – да, безусловно, это и активность, энергия, драйв, харизма и прочее, прочее – но это, в принципе, такие яркие человеческие качества, которые годятся практически для любого занятия

Завершая свое выступление, я хочу сказать, что, безусловно, у человека, который занимается бизнесом, предпринимательством, у него бывают разные ситуации в жизни, приятные и неприятные, как у любого из нас. Тем не менее, на мой взгляд, это одна из самых замечательных и интригующих форм человеческой деятельности, захватывающих, вызывающих очень яркие эмоции. Оглядываясь на свое скромное участие в бизнесе в течение уже более 20-ти лет, я иногда думаю, что он мне напоминает хороший триллер, в общем, пока со счастливым исходом. (Хотя я надеюсь, что пока еще не исходом).

И я всем, кто в себе чувствует такие навыки, склонности и таланты заниматься предпринимательством, это советую. Это действительно интересно и увлекательно, и ваша жизнь, мне кажется, будет очень насыщенной и яркой. Успехов вам всем!


оригинал: видеозапись и ответы на вопросы тут