суббота, 16 октября 2010 г.

Выдержки из ответов М.Фридмана 2

Фридман: Когда говорят о том, что крупные бизнесмены беспринципные и подлые циники, я не сомневаюсь, что в каких-то поступках это, возможно, присутствует. Я не идеализирую себя и своих коллег, я не сомневаюсь, что бывают какие-то неблаговидные поступки, которые совершают мои коллеги, но, тем не менее, мне кажется, что создать крупный бизнес, не обладая очень четкой системой ценностей и принципов, невозможно, потому что крупный бизнес предполагает участие большого количества людей, и каждая компания, как мы видим, она абсолютно индивидуальна с точки зрения своей внутренней этики, философии, целей, задач и ценностей. То, что этот набор точно есть, нет сомнений, он может быть разный, и можно его критиковать, говорить, что он неправильный и нужно иметь другой набор, но он точно есть. Этот набор этических и общественных норм внутри корпорации, он и создает костяк, который называется корпоративной культурой. И для достижения результатов эта виртуальная вещь имеет колоссальное значение. Также как для достижения результатов в обществе имеет значение, общественный дух, общественная мораль. Каждая компания, если она живая и сильная, она несет какой-то этический принципиальный заряд. И поэтому, в этом отношении, я считаю, что как культуртрегеры бизнесмены как раз играют важную роль. Вопрос, насколько этот заряд, этот набор ценностей, насколько он соответствует общественной морали.

Я думаю, что проблема крупного бизнеса в России, как и в Украине, в том, что потребности крупного бизнеса сильно отличаются от общественных взглядов на многие вещи, возникает разрыв, дистанция, и поэтому, очень часто мораль крупных корпораций кажется враждебной, чуждой, ведь она, в принципе, сильно отличается. Опять же, исторические корни, много объяснений можно находить и в религиозных верованиях. И поэтому говорить, что это обязательно благо для общества, что бизнес несет данному обществу очень правильные ценности, это далеко не факт, на мой взгляд. Это философский вопрос: неизвестно нуждается ли общество в этих ценностях, есть масса обществ, которые живут другой жизнью. То, что эти ценности несут прагматичное отношение к жизни, более эффективное достижение материальных результатов, это точно, но не факт, что это нужно обществу. Тем не менее, определенные этические нормы, которые присутствуют в крупных корпорациях, обществу зачастую полезны.