понедельник, 14 февраля 2011 г.

О.Свиблова «Фотоальбом Александра Будберга» — история конкретных кадров лучших фотографий мира


150 фотографий the best of the best мировой фотожурналистики второй половины ХХ века: Картье Брюссон, Мартин Франк, Эрман Элиот, Робер Коба — люди и фотографии, которые меняли мир. И рядом с каждой фотографией — текст Александра Будберга, с моей точки зрения, гениальный. «Фотоальбом» мы готовили почти два года.

Главная особенность «Фотоальбома» — тексты. Разумеется, я прочитала сотни и сотни книг о философских вопросах, об истории фотографии, о том или ином фотографе, — но никто не пишет о конкретном снимке, потому что это самый трудный жанр, большинству недоступный. Но только не Будбергу…

Чтобы объяснить его талант, нужно рассказать одну историю. Года два назад ко мне на рецензию попала безымянная рукопись. Я ее очень долго читала. Наверное, месяца полтора-два. Каждый день. Я не могла прочесть больше двух-трех историй, потому что не выносила эмоционального напряжения. Это были удивительные рассказы, из которых узнаешь о том, как создавалась фотография, о ее пластических особенностях, о конкретных кадрах. Лишь потом я узнала, что это была рукопись Будберга.

Конечно, он удивительный. Человек, у которого особым образом развито мышление и восприятие искусства. И это то, что надо развивать в себе. Мне повезло, что в свое время мне эти качества привила искусствовед Третьяковской галереи Елена Алексеевна Лебединская.