четверг, 31 марта 2011 г.

Кирилл П. Гопиус: В социальных сетях нужно рассказывать истории





Профессиональный сторителлер Кирилл Гопиус учит, как делать свою жизнь лучше, просто рассказывая истории. Он одержим мыслью найти единомышленников по всей стране и осенью устроить сторителлинг-фестиваль в оффлайне и онлайне. ВКурсе обратился к нему за подробностями.


Дайте для начала определение сторителлинга.
Сторителлинг – это искусство рассказывать истории. Казалось бы, ничего интересного. Но если ты чего-то хочешь добиться, ты неизбежно должен участвовать в двух процессах. Первый – продвижение чего-либо, например имени или идеи. Второй – привлечение ресурсов, причем не только материальных, но и интеллектуальных и людских.

И в первом, и во втором случае нам без историй не обойтись! Я уверен, что решение, поддержать нас или нет, человек всегда принимает исключительно сердцем. Поэтому начинать общение с инвестором, протягивая бизнес-план, кажется мне ошибкой. Бизнес-план его не убедит. А вот история – вполне возможно! Ведь правильно и красиво рассказанная история всегда создает атмосферу доверия. Она отсылает наших слушателей к тем временам, когда они лежали в детской кроватке, а мамы читали им сказки. И они засыпали счастливые оттого, что рядом с ними находится самый близкий человек в мире.

Как вы пришли к этому занятию?

В 2005 году, работая в Кувейте и коротая жаркие вечера в отеле, я познакомился с книгой футуролога Ролфа Йенсена «Общество мечты», из которой и узнал термин «сторителлинг». Книга была о том, что все товары в современном мире одинаковы и выигрывает тот, с которым связана какая-то история. Например – записные книжки «Молескин». Когда человек приходит в магазин, он первым делом узнает, что «Молескинами» пользовались Жан-Поль Сартр, Пабло Пикассо и другие знаменитости. То есть, купив эту книжку, он встанет в один ряд с этими великими людьми. Другой пример. Везде на Кубе коктейль «дайкири» стоит три доллара. Но вот однажды я зашел в один бар в Гаване: там на меня, как коршун, набросился бармен и стал рассказывать, что это – любимое заведение Хэмингуэя. Вот здесь писатель сидел, здесь писал «Старика и море». А потом мне принесли счет, где значилось: «Дайкири» - четыре с половиной доллара. И я, конечно, заплатил – именно за интересную историю. Ведь я прикоснулся к вечному.

Итак, книга Йенсена была посвящена тому, что сторителлинг – основной механизм создания добавочной стоимости. И уже это было интересно. Книжка послужила толчком. Я стал смотреть на свою жизнь как на историю, начал приобретать системный взгляд на вещи.


С актрисой Жанной Эппле



То есть сторителлинг – это такой инновационный инструмент для бизнеса.
Да, но не только. Он обладает множеством свойств, например – лечебным. У нас у всех много сложностей в отношениях – с родителями, любимыми, коллегами, и мы часто рефлексируем. Но когда мы в себе ковыряемся, мы считаем себя НЕпобедителями. Что помогает завершить эту ситуацию? Нужно проговорить свою историю. Сначала можно себе, потом кому-то. Пример – очень эффективно работающие на Западе организации анонимных алкоголиков, где люди рассказывают друг другу свои трагические сюжеты. Рассказывание таких болезненных историй – это прекрасный механизм излечивания.

Для того чтобы учить сторителлингу, вы даже создали образовательный центр Prime Life Education.
Cначала я написал книгу «Черничный пирог для сказочника», вся она есть в Интернете. А потом появился центр, где люди учатся, делая то, что они привыкли. Например, посещая вечеринки или серфингуя по социальным сетям. Мы просто помогаем им правильно пользоваться этим опытом и даже зарабатывать на нем.

Как хорошо рассказать историю?
Хорошая история состоит из 15 элементов – по Гопиусу. Все они перечислены в моей книге. Чем больше элементов будет задействовано, тем лучше. Спрашиваешь людей – с чего начинается история? Обычно говорят: начала! Я считаю, что история начинается с автора или рассказчика. Покажите себя через историю! Свое отношение, свою речь. Ведь люди хотят услышать не только набор фактов.

Вы как-то обмолвились, что идеальной площадкой для рассказывания историй являются социальные сети. Что вы имели в виду?
Cоциальные сети создали новую среду доверия, где тебе проще всего обратиться к своим друзьям. Но не все умеют этим пользоваться. По большей части страницы завалены мусором. Ну не то что мусором, но бессистемным материалом. 300 фотографий на отдыхе в Египте, большая часть из которых – вы на фоне моря, ну кто это будет смотреть? А вот если вы выберете из этих трехсот – пять, да так, что они будут составлять какую-то историю, и к тому же назовете альбом не просто «Отдых в Египте», а как-то интригующе, то просмотров будет гораздо больше. С моей точки зрения систематизация своего контента – это такой web 3.0.


И с единомышленником - Виктором Сухоруковым

И наконец, расскажите про ваши планы фестиваля сторителлинга.
Это моя давнишняя мечта – похоже, что в сентябре она станет явью. Будет два формата – онлайновый и оффлайновый. Участники – это, во-первых, наши студенты, а во-вторых, авторы, которых мы ищем сейчас по всей сети. Если это интервью читают те, кто любит и умеет рассказывать истории – откликайтесь! Кроме того мы рассчитываем, что нас поддержат звезды. Недавно я познакомился с Евгением Гришковцом и заговорил с ним об этом. Я преклоняюсь перед этим человеком, хотел бы поставить ему памятник. Ведь он первым в России вышел на сцену и стал рассказывать честные истории про себя. Может быть, привлечем и Владимира Рудольфовича Соловьева, который мне тоже очень нравится. Кстати, с ним у нас дни рожденья рядом.