суббота, 3 ноября 2012 г.

Донос Серафима Знаменского: «Он похож на белогвардейца»



 А ведь Знаменский написал главную вещь. Что Спартак строится не по-советски, буржуазно. Несоветский клуб! Круто. (Вася Уткин)
Спартак - это Свобода, это Искренность, это Мечта. Спартак не такой как все, поэтому его любит честный люд и ненавидят конкуренты (сср).



В 1937 году бегун Серафим Знаменский (один из знаменитых братьев Знаменских) написал донос на одноклубника и основателя общества «Спартак» — Николая Старостина (одного из знаменитых братьев Старостиных). Знаменские и Старостины в то время были соседями по лестничной клетке.

Ни в 1937-м, ни в 1938-м никто из Старостиных не был арестован. Все четверо попали на Лубянку в 1942 году, а на свободу вышли только в 1954-м. Их обвинили в «антисоветской агитации», «растрате и нецелевом использовании средств» своего спортивного общества — то есть фактически по тем же пунктам, что упоминал Знаменский за 5 лет до этого. В том же 1942-м Серафим Знаменский по неизвестным причинам покончил с собой.

Донос Серафима Знаменского на братьев Старостиных публикуется впервые — спустя 75 лет после написания. Разными цветами в тексте выделены обвинения, которые могли повлечь за собой арест в СССР 1937 года.

Орфография и пунктуация оригинала сохранены.

«О недостатках в ДСО «Спартак»
и неправильном поведении спортсменов»

Считаю необходимым сообщить ВК1 о работе и поведении ответственного секретаря общества «Спартак» Н.Старостина.

Я должен сказать, что по своему поведению, по своему укладу, я бы сказал, что все Старостины недостаточно честные люди. Это было мое мнение и раньше и теперь особенно закрепилось после всего случившегося в результате обследования работы «Спартака». Во-первых, манера у Николая Старостина не как у руководителя Советского спортивного об-ва, а как у предпринимателя частного спорт. клуба, похожего на руководителя «Палац де Спорта» в Париже.

Когда мы бывали в Париже на кроссе и посетили это сооружение, предприниматель этого «Палас де Спорта» пригласил нас, он интересовался лучшими футболистами и лучшими легкоатлетами.

Их интересует человеку заплатить и как можно больше выгадать из него. Точно такой же подход и у Н.Старостина. Дело в том, что я там, в Париже, мог прямо и определенно сказать, я не хочу, а мог сказать этому белогвардейцу, что ты, мол, чужой для меня человек, что мы с ним совершенно чужие люди, ты белогвардеец, а я советский человек, но тут другое дело: Старостин находится на высоком посту, ему доверили возглавлять советское общество, трудно сразу сказать, что ты, мол, похож на белогвардейца, я советский человек, для этого нужно время.

Николай Старостин ставил очень часто вопрос, у нас есть от него письмо, очень характерное для его стиля — отношения к людям, оно было привезено к нам со специальным человеком, когда мы выступали на Украине.

В этом письме он грозит: «Если вы не вернетесь! Знайте, что вы такие!» Это произошло благодаря неправильной информации, что якобы мы не переезжаем из Москвы. Советский закон о правах трудящихся мы знаем, он своими угрозами и поведением явно дискредитировал закон. «Вы помните, кто вы, вы не должны пищать. Вы должны сидеть поджавши пятки, вы должны всегда говорить за меня». Ясно, что такое отношение, такое поведение оставляет неприятное впечатление о руководителе. Если я ошибаюсь, то он должен сказать в соответствующей обстановке сказать мне об этом, но у него был метод угроз, запугиваний. Он считает, что если он кого-нибудь устраивает, то он устраивает. Если, например, дают законно утвержденную комитетом дотацию, то это как будто делает он.


Я ЗНАЮ, У НИКОЛАЯ БЫЛО 4 ЧЕМОДАНА, У ПЕТРА 4 ЧЕМОДАНА, У АНДРЕЯ 4 ЧЕМОДАНА
Я, например, считаю, что я обязан не ему, а государству, я знаю, что те средства, которые я получал и получаю, я стараюсь их реализовать на 100% на то, что они мне даются: я улучшаю питание, улучшаю спортивную одежду, тренируюсь, что бы быть готовым к выступлению, но отнюдь не считаю необходимым благодарить его лично. Я благодарю Партию, правительство, общественность, но когда ставят передо мной вопрос, что ты, мол, обязан мне, я с этим не согласен.

Это же в отношении и других, поэтому сейчас работа в «Спартаке» поставлена плохо, благодаря неправильному руководству, неправильному подходу, подходу не советскому.

Н.Старостин все свое время, внимание, средства тратит и выпячивает только футбол, забывая другие виды, забывая комплекс ГТО <неразборчиво> и в футболе выделяет только отдельных лиц, например: в команде «Динамо» есть коллектив, а в «Спартаке» только кучка своих людей, от того и получаются неполадки, не дают расти молодежи. В основном футбольным коллективом считаются: Андрей, Александр, Петр Старостин, Соколов, Степанов, Семенов, Румянцев и некоторые другие. Петр играет неважно <неразборчиво> есть другие игроки, Андрей накануне игр валялся пьяный, однако они непременные кандидаты в команде и играх, отсюда и проигрыш.

Неправильно строилась и в футболе работа.

Теперь в бытовом отношении и в смысле расходования ими средств. Конечно, тратили средства неправильно. На одних людей больше, на других меньше.

Относительно их поведения. Я живу вместе с ними в одной квартире. За последнее время, в связи с начавшимся обследованием общества стали потише, первое время ночи не спал, каждый день была пьянка, откуда люди берут деньги? Пьянки дискредитируют советский спорт и спортсменов, помимо этого для этого нужны деньги. Собираясь почти каждый день, расходились только под утро. Я несколько раз говорил Андрею Старостину — как тебе не надоедают эти пьянки, ты мне спать не даешь, но привыкший смотреть на людей, как на плебеев, он иронически отвечал, что «ты, Серафим, <неразборчиво> чудак». Вообще они считают, что они устроили мою судьбу и что моя судьба в их руках. Больше всего у них пьянки происходят в обязательном порядке под выходной, а иногда бывает и 3 дня подряд. На играх в карты и пьянках участвуют Старостины, Архангельский, Есаулов, Стрепихеев, Яншин, Ляля Черная и др.

Для того чтобы устраивать такие пьянки или играть в карты на деньги, нужны деньги. На 1 000 или 1 500, которые Андрей получает как МС2 (мастер спорта. — БГ), безусловно, нельзя так житъ. Я тоже получаю 1 000 рублей, я живу вместе с женой, и для того, чтобы вести тренировку, устроить усиленное питание мне только-только хватает.

Я знаю, что Н.Старостин устраивал хорошие именины своей жены. Я лично не был, кто там был, я не знаю, не видел, так бывал и Косыгин, Василевский, Привес, братья Старостины, Стрепихеев и другие.

Я могу сказать, что у них была лишняя валюта, это знают все ездившие. Для ездивших в командировку отпускают валюты до 1 000 франков. Что я мог купить на эти деньги: пальто, костюм, 1 туфли и 2 рубашки. Все входит в один чемодан. А для того чтобы иметь 4 чемодана, надо чем-то наполнить их. Я знаю, у Николая было 4 чемодана, у Петра 4 чемодана, у Андрея 4 чемодана. Я сам видел на даче жену Николая Старостина, которая перебирала платья, их было штук 13, она говорила, что дорого Николай за них заплатил и одно ей не нравится. Жене Андрей тоже привез платьев 10 или 12, крепдешиновых платьев. Для этого нужны деньги.


Я ЗНАЮ, ЧТО Н.СТАРОСТИН УСТРАИВАЛ ХОРОШИЕ ИМЕНИНЫ СВОЕЙ ЖЕНЫ
Н.Старостин предлагал брату Георгию купить валюты, но он не купил ее, он сказал, что она ему не нужна, а мне лично не предлагал, вообще они ко мне доверие не питали потому, что они меня называли «ненадежным», вообще «Лопоухим», они часто смеялись «ну, ты не можешь» и т.д.

Я был вызван в комиссию к Т.Макарцеву, меня увидел личный агент и собутыльник Старостина Кабаков, посмотрел на меня, сделал большие глаза; через некоторое время приходит Кабаков и сообщает, что меня к телефону просят, я подумал, что звонит Н.Старостин, и не пошел. Кабаков второй раз пришел. Я, зайдя в кабинет Николая Старостина, беру трубку, слышу голос Николая, а Николай был перед этим кабинете, он пошел в другую комнату и позвонил мне. Он меня спрашивает: «Серафим, тебя в комиссию вызвали, ты знаешь, что говорить?» Я говорю: «Знаю». Он поручил Кислягину, чтобы тот меня проинструктировал. Кислягин спрашивал меня, знаю ли я, что мне говорить. Я сказал, что знаю, что меня ничего инструктировать, тогда он говорит, что «ты вообще лишнего ничего не говори, ты знаешь, какое положение, они к нам придираются, они не имеют права тебя вызывать и спрашивать, пошли их к черту».

Н.Старостин сообщил мне, что меня будет во всем инструктировать Кабаков. Кабаков вышел в коридор и дрожащим голосом говорит: «Серафим, ты знаешь, что говорить». Я ему сказал, что сам знаю, что мне говорить. «А то ты можешь что-нибудь сказать, ты можешь нас подвести, ты же ничего не знаешь». <…>

Я могу прямо сказать. Что Старостины, видимо, занимались нечестными делами. Если я не имею за собой ничего, то я не буду вызывать какого-то Серафима Знаменского и уговаривать, что ничего не говори.

— 58.10 —
«Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений (ст.58-2 — 58-9), а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания» (Старостиным вменялось «восхваление буржуазного спорта», то есть несоветский подход к своему делу, капиталистические нравы).

— 58.12 —
«Недонесение о достоверно известном, готовящемся или совершенном контрреволюционном преступлении».

— 58.13 —
«Активная борьба против революционного движения, проявленные на ответственной или секретной (агентура) должности при царском строе или контрреволюционных правительств в период гражданской войны».

— 59.9 —
«Контрабанда».

— 59.12 —
«Нарушение правил о валютных операциях. Занятие в виде промысла незаконным вывозом, ввозом, пересылкой и переводом за границу и из-за границы валютных и фондовых ценностей».

— 116 —
«Присвоение или растрата должностным лицом или лицом, исполняющим какие-либо обязанности по поручению государственного или общественного учреждения, денег, ценностей или иного имущества, находящегося в его ведении в силу его служебного положения или исполнения обязанностей».

__________

Текст документа предоставлен историком Сильвеном Дюфрессом.

Оригинал тут