вторник, 24 января 2012 г.

Публичное выступление

Мастер разговорного жанра Posted: 22 Jan 2012 08:00 PM PST Источник: журнал «Секрет фирмы» Как побороть волнение? Как понравиться аудитории? Как выстраивать свое выступление? Как можно справиться со словами-паразитами? Мешает или помогает жестикуляция при выступлении? Что делать оратору, если у него слабый голос? — Многие ли могут стать хорошими ораторами? — Да, главное, чтобы человек научился получать удовольствие от выступления перед публикой. Но такое умение достигается лишь практикой — никакая книга не научит выступать публично. Это похоже на обучение ребенка плаванию — бесполезно объяснять, как двигать руками-ногами. Нужно поддержать его в воде, а потом он сам поплывет. — Почему «выход на сцену» у многих вызывает волнение и страх? — В ходе какого-то исследования у американцев спрашивали, чего они боятся больше всего. На первом месте оказалось физическое уничтожение, а на втором (с очень небольшим отставанием) — страх публичного выступления. Я думаю, что это атавизм. Любое животное, изгнанное из стаи, неизбежно погибает. Человек, выступая перед аудиторией, почему-то включается в эту модель: «Вот моя стая, и если я сейчас плохо выступлю, меня отвергнут, и я погибну». — Как же побороть волнение? — Волнение — это всего лишь избыточный выброс адреналина в кровь. Если постоянно практиковаться, то волнение уменьшается. Кроме того, лишний адреналин можно сбросить с помощью физических упражнений — помахать руками. Поприседать, сделать 20 глубоких вдохов и выдохов (только не перед самим выходом, а то собьется дыхание). Также есть специальные упражнения на расслабление мышечных зажимов. Скажем, если нам страшно, мы поджимаем плечи. А стоит представить на себе тяжелую генеральскую шинель с погонами — и плечи распрямляются. Потом, когда человек начинает выступать, волнение снижается. Когда вы видите, что ничего страшного не случилось, становится легче. — Каков, по Вашему мнению, главный секрет успешного публичного выступления? — Прежде всего, нужно четко поставить цель — чего вы хотите добиться от слушателей. То есть что они должны сделать после вашего выступления — пойти записаться в вашу партию, купить ваши товары и т.п. — Многие сначала пишут текст своей речи, а потом его учат. Это правильно? — Готовиться письменно бесполезно. Ведь письменная речь и публичное выступление — принципиально разные способы коммуникации. Даже если выучить текст наизусть, все равно будет понятно, что вы говорите по написанному. А хороший оратор выступает, как дышит. Я, например, всегда готовлюсь устно, выступая перед воображаемой аудиторией. Делаю это несколько раз, и постепенно у меня выкристаллизовывается структура выступления. — А если сначала набросать короткий план? — Это лучше делать уже после того, как вы придумали речь. Ведь в школе многие сначала писали сочинение, а потом составляли план. Так почему же мы вбиваем людям в голову противоестественную для них вещь? Откуда я знаю, где и в каком месте меня осенит? — Чем можно произвести впечатление на людей? — Самое главное — это то, что люди видят (60% воздействия). Потом для них важно, как мы говорим (30%). И только на 10% — что именно мы говорим. То есть общий смысл выступления оказывает минимальное влияние на публику. Это легко проверить. Скажите по-разному одну и ту же фразу, даже «я тебя люблю», и вы увидите, что ее воздействие — разное. — И как же понравиться аудитории? — Незнакомого человека аудитория обычно воспринимает настороженно, поэтому стоит обратить внимание на прием, который я называю «свой-чужой». В войсках ПВО есть прибор, посылающий сигнал самолету. И если тот отвечает «я свой», его не трогают, а чужака сбивают. Похожий «прибор» есть у каждого из нас голове. «Свой» — это человек, который на меня похож. — То есть нужно, например, одеваться так же, как слушатели? — До известных пределов. Если премьер придет на встречу со студентами в драных джинсах, все решат, что он подмазывается. Но он может одеться более демократично, чем обычно. — А темп речи, голос, разные словечки — они тоже имеют значение? — Если это примерно соответствует тому, как говорит аудитория, высока вероятность, что вас воспримут как «своего». Использование сленга аудитории тоже повышает вероятность того, что вас воспримут благосклонно. — Как выстраивать свое выступление? — Любое произведение — музыкальное, художественное, поэтическое — строится по законам композиции. Это вступление; основная часть, заканчивающаяся кульминацией; заключение. Мы все делаем по этой композиции, болеем, например. Почему же публичное выступление должно развиваться как-то иначе? — То есть не стоит выкладывать главную мысль с самого начала? — Совершенно верно. На первом этапе ни слова по делу, главное — создать нужный эмоциональный фон. Некоторые ораторы сдают соль своего выступления по-быстренькому. Они не тратят время на то, чтобы сказать собравшимся несколько приятных слов, расположить их к себе и к своему сообщению. А публика готова воспринимать, что говорит оратор, не сразу, поэтому сначала лучше сделать комплимент. Скажем, такой: «Для меня большая честь выступать перед людьми, которых по праву можно назвать лучшими в своей области» и т.д. — Как еще можно начать выступление? — Есть прекрасная возможность — рассказать о том, что вы чувствуете в данный момент. «Я поднимаюсь на эту трибуну не без трепета. Хоть я и достиг многого в жизни, но по сравнению с вами просто школьник и чувствую себя как на экзамене». И у людей возникают какие-то ответные чувства. Сравните: «Сейчас я вам коротенько доложу о тех результатах, к которым мы пришли». Есть прием, который я называю «когда я ехал к вам на встречу». Например: «Когда я ехал сегодня на эту встречу, я увидел на остановке плачущую девочку и подумал, что прав был Достоевский — счастье человечества не стоит слезинки этого ребенка». Словом, во вступлении нужно говорить то, что рождает ответные чувства. Годится и анекдот, рассказанный к месту. Аудитория засмеялась — и на этот позитивный фон можно уже выкладывать информацию. — О чем нужно говорить в основной части? — Основная часть обычно занимает 60% выступления (на вступление и заключение отводится по 20%; а кульминация — дело нескольких секунд). Принято считать, что нужно ограждать публику от негативных переживаний и говорить о хорошем. Ничего подобного. Как это ни парадоксально, но в основной части стоит говорить о плохом. О проблемах. А потом предложите решение тех проблем, которыми вы только что публику «накачали». Здесь срабатывает эффект маятника — сначала вы довели аудиторию до негативного состояния, а потом подсказали ей выход, и овации обеспечены. — Если речь поздравительная, тоже говорить о проблемах? — Один мой ученик поздравлял сотрудниц своей компании с 8 марта. Сначала, как полагается, выступал шеф. Он высказался примерно так: «Благодаря вам наша компания…». И далее по шаблону. Люди между тем позвякивали вилочками. Потом выступили еще несколько ключевых фигур, а затем мой ученик — должность у него не бог весть какая. Он встал с бокалом вина, выдержал паузу и сказал: «Сегодня 8 марта. Вы, наверное, думаете, что я буду говорить сейчас о женщинах, произносить тост в их честь. То есть вы считаете, что они достойны того, чтобы за них выпить…». Позвякивание вилок прекратилось. Люди обернулись, шеф замер с открытым ртом. Запахло скандалом. И когда напряжение достигло пика, оратор произнес: «Конечно же, достойны! Конечно, за них! А за кого же, как не за милых дам?!». И у всех отлегло от сердца — овации, вопли… А ведь человек произнес банальнейший тост. Просто сначала оттянул «маятник» в минус. И сразу стал заметной фигурой. —Что делать, если посреди выступления запнешься или забудешь, о чем нужно говорить? — Говорите то, что помните. Никто в зале не сверяет вашу речь с текстом. А вот если замолчите, это обязательно заметят. Кстати, если вы с первой мысли сразу перейдете на третью, то, возможно, вспомните и вторую. Другой вариант — вернуться к началу того блока, который только что рассказали, и то же самое изложить другими словами. Публика этого не просечет и подумает, что повторенье мать ученья. Еще один способ поймать нить выступления называется «порожняк». Возвращаетесь к последней фразе, на которой запнулись, и начинаете развивать эту тему. Такой прием помогает выбраться из любой безвыходной ситуации. — А как быть с кульминацией? — В принципе, публика может обойтись без кульминации — получили удовольствие от хорошего выступления, похлопали и разошлись. Но у вас-то определенная цель, вы же чего-то хотите от этих людей. Поэтому кульминация должна быть. Это то предложение, которое вы делаете аудитории: «Голосуйте за нашу партию!», «Покупайте наши товары!», «Приходите в наш супермаркет!» и т.п. Это должно прозвучать четко и недвусмысленно, в виде призыва к действию. Разумеется, формулировка может быть не такой прямолинейной, а облеченной в более мягкую форму. — На какой ноте стоит завершить выступление? — Заключение, как и вступление, нужно для создания эмоционального фона — например, для последующих встреч с аудиторией. Вас уже заранее будут принимать благосклонно. Кроме того, хорошее заключение может подтолкнуть людей принять нужное вам решение. Ведь чаще всего аудитория принимает решение не в процессе выступления, а после него, поэтому положительный эмоциональный фон очень важен. Закончить речь можно комплиментом или приемом «свой-чужой»: «Я рад, что мы с вами пришли к общему мнению». Оратор не знает, к какому мнению пришла аудитория. Он так фантазирует. Но фантазирует удачно. Или описать свои чувства: «Когда я шел на эту встречу, я боялся, что мы не сможем понять друг друга». — Есть ли специальные способы привлечения внимания аудитории? — Есть прием, которым успешно пользуются школьные учителя. Когда учитель входит в класс, дети продолжают заниматься своими делами. Он стоит, смотрит в пространство и молчит. Постепенно устанавливается тишина. Нужно выждать еще несколько секунд — и можно начинать урок. Если вы упустили внимание аудитории во время доклада, остановитесь на том слове, где вы это почувствовали, сделайте паузу и дождитесь тишины. А потом продолжайте с того места, где остановились. — Нужны крепкие нервы, чтобы держать такие паузы. — Когда я впервые решился использовать этот прием, мне казалось, что прошло минут двадцать, хотя прошло всего две. В первый раз паузу надо держать долго, но во второй и в третий раз публика уже привыкает. При этом не нужно стучать по столу и требовать внимания. — Что делать оратору, если у него слабый голос? — Если его работа связана с постоянными выступлениями перед аудиторией, то голос нужно ставить. Эта проблема решается при помощи упражнений. На них уходит 10–15 минут в день, но за три месяца можно достичь серьезного прогресса. — Тренироваться, как Демосфен, с камушками во рту? — Думаю, это миф. Когда я открываю очередное пособие по публичным выступлениям и вижу этот совет, мне хочется сказать автору: «Засунь камни в рот и прочитай мне хоть одно четверостишие». Разве можно от этого стать хорошим оратором? Да и что будет с зубной эмалью?.. — Некоторые люди, волнуясь, используют много слов-паразитов — «типа», «как бы» и другие. Можно как-то с ними справиться? — Можно, причем за три дня. Если вы решили бороться со словом-паразитом, то сами с собой заключите договор: как только поймали себя на использовании этого «паразита», тут же должны мяукнуть или сказать вслух неприличное слово. И неважно, где вы в этот момент находитесь (в ресторане, в трамвае) или что делаете (разговариваете по телефону). Пару раз мяукните в общественном транспорте — и быстро отучитесь. — А куда бы вы посоветовали смотреть во время выступления? Иногда рекомендуют выбрать одного человека в зале и обращаться только к нему. — Всякий раз, когда я дохожу до такой рекомендации, я совершаю ее «ритуальное сожжение». Да, такая фиксация взгляда отчасти снижает волнение оратора, потому что переводит коммуникацию из публичной в индивидуальную. А толку-то? Представьте себя на месте этого гражданина. Да и что делать остальным слушателям? Они не чувствуют зрительного контакта, начинают скучать, пропускают информацию. — Так как же сохранить контакт со всем залом? — Некоторые взглядом как бы проводят по залу широкую дугу, имитируя зрительный контакт, но при этом не видят никого. А важно увидеть каждого. Есть и другая ошибка. У обычного человека сектор обзора — от 35° до 40°, у опытных операторов — от 40° до 45°. Если мы выхватываем эту часть аудитории, напрочь забывая о других секторах, они лишаются зрительного контакта. Когда я проводил пресс-конференции, то, например, замечал, что самые каверзные вопросы журналистов идут как раз из этих боковых секторов: не имея зрительного контакта с оратором, журналисты начинают чувствовать по отношению к нему враждебность, обиду и т.д. Но это очень просто исправить. У радара тоже маленький сектор обзора, однако на экране картинка видна полностью, потому что радар вертится. Так поступает и хороший оратор — он поворачивается и направляет свое внимание по очереди к разным секторам, потом к галерке, указывая рукой, что именно к ним обращается. — Кстати, о жестикуляции. Она мешает или помогает? Как вообще надо жестикулировать на трибуне? — Жестикуляция важна — движущиеся объекты привлекают в семь раз больше внимания, чем статичные. Но ее нужно ставить. Когда человек общается с другими людьми, он обычно жестикулирует в маленьком диапазоне, но для сцены такая амплитуда очень мала и публикой совершенно не фиксируется, то есть практически не помогает выступлению. Я рекомендую делать на сцене жесты, сравнимые с ростом выступающего, причем разворачивать их до максимума — все суставы, включая фаланги пальцев. Жесты надо использовать постоянно, но при этом они должны быть органичны — любые неестественные жесты могут превратить человека в Буратино.