суббота, 13 августа 2011 г.

Бродский об отношениях в российском обществе...



"...Дело в том, что основная трагедия… э э…русской политической и общественной жизни заключается в колоссальном не уважении человека к человеку. В общем, если угодно, к призрению. Это обосновано до известной степени тем… теми десятилетиями, если не столетиями всеобщего унижения, когда на другого человека смотришь, как на вполне заменимую и случайную вещь. То есть он может быть тебе дорого, но, в конце концов, у тебя такое глубоко внутри запрятанное… а.. а. ощущение… что… а…да КТО ОН ТАКОЙ?, Да кто ты такой? И так далее, и так далее…

(А другому человеку и нечего ответить. Он и сам не очень хорошо понимает кто он такой… КПГ)

Я думаю, что вот за этим… даже… за этим моим подозрением, скажем меня… в отсутствии права, тоже можно сказать…, да кто он такой?
И одним из выражений этого не уважения друг к другу является именно вот эта… э.. э.. вот эти самые шуточки и эта самая ирония, касающаяся в общем… предметом которой является, в общем… общественное устройство общества. То есть самое чудовищное последствие тоталитарной системы, которая у нас была, царила и так далее и так далее, является именно полный цинизм, или, если угодно, полный нигилизм общественного сознания… да? И…разумеется и разумеется это чрезвычайно такая… как бы сказать… и удовлетворительная вещь… это же приятно пошутить и по скалить зубы и так далее и так далее… Но все это… э .. мне очень сильно не нравиться.

Набоков покойный однажды сказал, когда ему стали рассказывать … это была какая-то ситуация, где ему кто-то приехал из России и рассказывал ему русские анекдоты. Он смеялся, смеялся, смеялся…говорит, замечательный анекдот, замечательные шутки, но все это мне напоминает шутки дворовых и рабов, которые издеваясь над хозяином, в то время, когда они заняты тем, что они чистят его стойло… Вот… и это то положение в котором мы оказались… и помоему… может быть… я думаю, что…было бы разумно попытаться несколько изменить общественную… как бы сказать… общественную… попытаться изменить общественный климат.

На протяжении этого столетия… в течении этого столетия русскому человеку выпало такое… ни одному народу… ну может быть китайцам… досталось больше… но я не хочу говорить о китайцах и я не хочу говорить о других, я… чего ни одному народу, населяющему северную часть Евразии не выпадало.
Мы знаем… мы увидели голую… то есть абсолютно голую основу… э…жизни… да?.. Нас раздели и разули и выставили… ну в общем колоссальный экзистенциальный ………..(слово не понятно КПГ).
И я думаю, что результатом этого не должна быть ирония.(ирония скрытая агрессия.сср)
Результатом этого должно быть ВЗАИМНОЕ СОСТРАДАНИЕ…

(Отсутствие коллективных историй спасения, молитв… КПГ)

И этого я не вижу. Я не вижу этого не в политической жизни выраженным… я не вижу этого в культуре. И это тем горше… особенно, когда это касается культуры, потому что происходит такое… ну… самое… самый главный человек в обществе это человек, более менее остроумный и издевающийся… И это мне колоссально не нравиться. Я опять таки повторяю… я говорю из далека…

Библия права в этом отношение, что ты в поте лица будешь зарабатывать свой хлеб. Никакая система… ни капиталистическая, ни социалистическая, ни коммунистическая, ни какая не избавляет человек от того… Ну, вот я простую веешь сейчас скажу…
Мне было шестнадцать лет. Я работал на заводе «Арсенал». Был митинг в поддержку Египта, потому что тогда произошли все эти самые события… и так далее и так далее… И лектор, что-то такое говорил, что мы должны помогать Египту и бороться с капитализмом и так далее и так далее…и поэтому мы должны выйти на субботник. И, встал человек… это было тогда… 56-ой год… довольно страшное время… слесарь... в моем цеху… он видимо уже и пьян был в то время… к тому моменту… он сказал: «Какая мне разница капиталист мой хозяин или коммунист мой хозяин? Один… дьявол мне придется вставать в семь утра…»
И вот это надо помнить… при всех этих разговорах о новом обществе которое…или о западных моделях… или черт знает еще о чем… да?.."

Спасибо Кириллу Павловичу, спасибо,за привлечение внимания к важному, не к бытовому