четверг, 2 июня 2011 г.

О лицемерии и мерах

«В последнее время я всерьез занялся изучением Торы. И чем больше я узнаю, тем отчетливее понимаю, что все вокруг живут неправильно. Я имею в виду не тех людей, которые не соблюдают заповеди, а именно тех, кто живут в соответствии с законами Торы. Наш мир полон лицемерия!»

На вопросы читателей портала Chabad.org отвечает раввин Цви Фриман:

Не стоит так переживать. Все эти ощущения субъективны. Возможно, вы получили душу одного из последователей школы Шаммая. Помните историю о мудреце Талмуда Шаммае? К нему обратился нееврей, сказавший: «Я готов стать евреем, при условии, что ты перескажешь мне всю Тору, пока я стою на одной ноге!» Шаммай прогнал шутника.

Тогда этот нееврей отправился к Гиллелю. Услышав его просьбу, Гиллель тут же обратил нееврея в иудаизм, сказав: «Не делай другому того, чего сам себе не желаешь. В этом и заключена вся Тора. Все остальное — комментарии. А теперь ступай и учи Тору!»

Одни завязывают шнурки свободнее, чем другие. Кто-то воспринимает наш мир как одну большую размытую реальность, а кто-то предпочитает сосредотачиваться на каждой мелочи, взвешивая и обдумывая каждый закон.

Проблема заключается в том, что в этом мире все довольно запутано. Все началось в тот момент, когда человек съел плод Дерева познания Добра и Зла. Тогда наш мир наполнился сложностями и двоякими истинами.
Рядом с красотой всегда есть место уродству. Нет радости без печали и нет удовольствия без боли. Невозможно найти в этом мире вещь, которая будет приносить пользу без вероятности ущерба, или человека, который творит только добро, никогда не ошибаясь.

Если вы видите добро, значит, скоро наступит черед зла. И если заведомое зло вдруг не приносит ожидаемого эффекта, значит, нас ожидают новые неприятности. Вы стремитесь найти чистое и простое добро в одном человеке? Это большая, очень большая редкость.

Мудрый царь Шломо говорил: «Не отрицай того, что может причинить тебе вред. Не презирай того, чей внутренний мир уродлив. Но используй все это для достижения цели, для которой это создал Б-г, и бери от любого те знания, которые он дает тебе».

Вы поступаете в точности как Шаммай — как по отношению к окружающим, так и к самому себе: в своем уме вы создаете модель поведения и оцениваете мир в соответствии со своими стандартами. Ну и что вы думаете — этот подход не работает!

И я не настаиваю на том, что вам следует отказаться от своих принципов и отбросить «мерило». Просто используйте его чуть более практично. Мы живем в несовершенном мире. И до мира совершенного нам предстоит пройти долгий путь. Оценивайте все происходящее, исходя из этого. Относитесь так и к себе, и к окружающим.

Вы когда-нибудь плотничали или, может, собирали мебель из магазина Ikea? Одно из правил подобной работы гласит, что болты нельзя заворачивать плотно, пока мебель не будет собрана полностью.
Гиллель говорил так: «Не бегайте за людьми с мерилом».
Вам самим не понравится, если вас будут сравнивать с идеалом, поэтому не поступайте так и по отношению к другим.
Идите и учите Тору, копая все глубже и глубже.

Материал поставила Шейндл Кроль