вторник, 13 октября 2015 г.

Интервью. О футбольном сообществе

Александр Александрович Рабинков
 «Общество любителей футбола»
Интервью провел К.П.Гопиус

Прежде всего, я хотел бы выделить четыре программных пункта, которые были заложены в моей статье, вышедшей в «Московском комсомольце» (http://www.mk.ru/sport/2015/09/20/pochemu-umirayut-futbolnye-fanaty-kak-dvizhenie.html)

Первое. Фанаты – только малая часть зрителей (любителей футбола). Об этом забывают. По всему миру фанатов меньше миллиона. Но, любителей футбола все-таки значительно больше миллиарда. Фанаты всего лишь субкультура. Даже, наверное, контр культура, не предлагающая ничего самоценного. Было бы ошибкой принимать их правила игры.

 Если в Англии удалось навести порядок, то во всех странах догоняющего развития нет. 50 лет фанатское движение, в той или иной степени, влияло и влияет  на  отношение к футболу. Установленные, по умолчанию правила, не отражают интересы всего сообщества. Мало того противоречат им.

Второе. Нужны общественные организации, которые переформатируют отношения с криминальных на спортивные. Когда есть общество, и в нем нет власти, туда приходит криминалитет. Власть правонарушителей, людей не обремененных общественной моралью.
Любитель спорта и футбола в частности – это гордость общества,человек на которого равняется общество . Люди гордятся им, равняются на него. Этот человек востребован.
Такие изменения отношений по всем параметрам необходимы.

Третье. Проведение мероприятий. Спартакиада среди любителей футбола. Это, в том числе, освоение территорий. Спартакиада была так же значима, как и Олимпиада. Только в Олимпиаде соревновались страны, а в Спартакиаде, республики Союза. Но, посыл внутренний был такой же. И финалы в Москве были большим событием.
Любитель спорта приобретал особый статус.
Спартакиада среди любителей футбола несет в себе много плюсов. Она обеспечивает общий спортивный подъем. Вместо сегодняшних фанатских драк, - соревнования. Образовательные семинары.

Как раньше проводили любительские финалы в перерыве матчей тех же «Спартака и «Динамо» или ЦСКА. Это же моральное воодушевление, мотивация.
У нас всего 11 % людей от 30 до 50-ти занимаются физкультурой (не спортом).
Это задача государственная. О чем и говорил Владимир Владимирович Путин.

Сейчас спортивные общества не известны, как раньше, когда они развивали спорт в целом. Не только футбол. Может они где-то и есть. Может, они ориентированы на достижения единиц. Но, это надо сделать массовым. Когда, к примеру, болельщики «Спартака» соревнуются, а не бои устраивают  с болельщиками «Терека», это решение  и внутринациональных проблем и межвозрастных.
И проблем людей с ограниченными возможностями. Это и мотивация быть лучше.

Четвертое. Так называемые фанаты, это,  в основном, мужское население активного  возраста, при условии направленности работы, могут стать авангардом развития новых спортивных обществ, поэтому я приветствую совмещение постов Министр спорта и Председателя РФС. Любители футбола являются авангардом развития спорта в стране. Больше скажу, авангардом освоения территорий. Футбол был локомотивом, когда спорт стал загибаться в девяностые годы. Масса любителей спорта, фактически, превратились в любителей футбола. Даже те, кто увлекался другими видами спорта, стали приходить на футбол.
Фанатские движения, которые сначала соревновались в вещах далеких от футбола и спорта, потому что, предоставленные сами себе, строились на криминальных отношениях.
А если эту их энергию переформатировать в спортивные отношения, это и будут спортивные общества. Это и есть любительский спорт. Вместо криминала.

………………………………………………………..

Как появилась идея «Общества любителей футбола»?

Видимо, это подключение к общественному бессознательному. Жизнь футбола является концентрированным воплощением жизни общества вообще. Среди молодых людей репродуктивного возраста видны тенденции слабости, вызовы, которые стоят перед сообществом в целом. Проблем накопилось много.
 В Англии, даже в детской лиге, есть общественная организация по катерингу. Цивилизованное общество зависит от углубления разделения труда. Все находится под контролем общественности. Не силовые регулирования, но переформатирование общества. Новые правила игры.

У нас общественных организаций мало. Всеми болельщиками занимается  ВОБ (Всероссийское объединение болельщиков). Возглавляют его бывшие фанаты. И научить они могут тому, что сами умеют. То, криминальное сознание, которое было, транслируется на вновь вовлеченных. Скандалы связанные с ВОБ общеизвестны, но по-другому ведь и быть не могло. Доступ к возможностям обязывает к ответственности. Нравственного камертона не нашлось.

Нет его, после ухода Н.П.Старостина, во всем нашем футболе. Это одна из самых главных проблем (но, об этом в другом исследовании).

Лет десять назад, Василий Уткин выступил с призывом «Кузмичи, объединяйтесь!» «Кузмичи», по терминологии фанатов, это люди в возрасте, которые ходят на футбол, как зрители. Суть такая мол, что мы не можем, установить свои взрослые правила на стадионах. Нас в сто раз больше… Я бы заметил, что и терминологию контркультуры (если культура здесь уместна J) употреблять не стоит.
Нет вовлечения в процесс не фанатов. Нет других форм работы с любителями футбола, кроме втюхивания им атрибутики.
Задача обеспечить взаимосвязь между любителями футбола, развивать и способствовать развитию отношений внутри общества.

В течении десяти лет эта мысль мне не давала покоя. Я понимал, что что-то неверно в этом хозяйстве. Я ведь и сам по юношеству был фанатом. Любил выезды. Но, и фанаты были другие. Да, мы бедокурили, выпивали… познавали мир. Однако, у нас практически все были молодыми, но, интеллектуально развитыми людьми. Многие позже за рубеж уехали работать. Кто-то предпринимателем стал, кто-то ученым. Эта была тусовка, приближенная скорее к рок-музыкантам, искусству, а не к люберам….
Потом все поменялось.
Когда есть государство, то такую силу, как любители спорта, любители футбола, необходимо образовать и переформатировать. Отобрать у криминала.

Футбол – авангард репродуктивного населения. Естественно, то, что происходит в футболе, отражает то, что происходит в обществе.
Говорят у нас страна не футбольная. Вчера залез на сайт тверской футбольной федерации. Там три лиги. Все серьезно. Одна Тверь вполне может выступать на чемпионате мира. Это, конечно, шутка.

В твоей статье упоминается об «Акте о Зрителях» в Англии…

Там была серьезная часть: О федеральном членстве. Тетчер уже тогда предлагала всех посчитать J. Сразу это не прошло. И до сих пор Тетчер на это пеняют. Но, та фанатская среда была однозначно криминальная. И учет был необходим.

В начале статьи ты сказал о «смерти фанатского движения». В чем это выражается?

Фанатское движение прошло все стадии развития. Детство и романтизм. Потом, хулиганство юности. Потом, организованные группировки. Криминальные по сути, потому что деньги, на которые их создавали, были криминальными. Потом, этими группировками заинтересовались политические силы. Они стали принимать участие в политических акциях.
Насколько – это опасно мы можем видеть по современной Украине.

Сейчас кто такие фанаты? Да, это хулиганы, пытающиеся поддерживать Old school. Но, это больше традиция, чем реальная потребность. А по факту, они содержаться клубами. Лидеры, управляющие движением в фан-клубах, все сидят на зарплате. Хорошо финансируемые менеджеры. Но, поскольку эти менеджеры обладают криминальным мышлением, они ничему другому и научить не могут. Нужны новые подходы – новые люди.

Вроде «Манежка» давно прошла, но, вот в Самаре убили спартаковского болельщика. На Локомотиве дагестанца. Во время матча ЦСКА – Анжи весь стадион орал «Еб…ть Кавказ!» Для единого российского государства, это не самое желаемое развитие спортивных событий. И мимо этого нельзя проходить. Хотя понятно, что виноваты обе стороны. На Кавказ ездить не возможно. Это серьезные вопросы государственного масштаба, но, которые надо решать.
А общественные организации, профессионально могут ставить эти вопросы, привлекать внимание Властей и участвовать в решении задач, в переформатировании общества.

Сейчас многие пытаются монетизировать свою молодость. Футболисты хотят стать тренерами или экспертами, не учась. Дошло до того, что фанаты… пытаются романтизировать тот ужас, который был в их молодости. С упоением рассказывают, как проходили драки. Как будто, это какая-то Куликовская битва. Не верится, что я это вижу по телевизору. Реально нет слов… 

При этом, нет работы с любителями футбола. Раньше все знали Константина Есенина (сына поэта). Известного футбольного статиста. Футбол подвластен закону чисел. О чем беседуют любители футбола до и после Игры? Они смотрят турнирную таблицу, живо обсуждают, прикидывают шансы.
Собирались на стадионе «Динамо», куда со всей Москвы приезжали любители футбола (всех клубов, разделение было вторично, первична компетенция в футболе) на протяжении многих десятилетий. Они там разговаривали, беседовали. Обсуждали прошедшие матчи. Интернета не было. Весь чат и твиттер был там. Разговаривали, ругались, выпивали, но все в рамках,без ненависти. Так как понимают футбол и аргументировано излагают видение – только достаточно умные люди.
 Другие не приживались или перевоспитывались под влиянием отношений в обществе.
Сейчас с этими людьми вообще никто не работает. А они никуда не делись. Мало того их больше стало.

Сейчас клубы готовы работать с обладателями абонементов. И это работа нужная, но пока во многом непрофессиональная.
Об остальных и говорить не стоит. Работы нет.
И «условный Черданцев» со своими «90 минут», не заменит живого общения.

Нужно заниматься образованием аудитории. Общение между поколениями ведет к взаимному обогащению. Традиции передаются. Новые веяния передаются. Это и есть развитие.

Фраза из статьи… «Либерализация теле рынка в Англии завалила футбольный рынок деньгами… что привело к привлечению бизнеса и общественных организаций…» А что у нас…

В Англии это было в конце 80-х… У нас тогда ни теле рынка не было, ни футбольного. Когда в Англии позволили федерации себя рекламировать, деньги завалили футбол… Почему завалили? Футбол смотрели все. И Тетчер не только дубинкой по голове била. Она не давала бюджетных денег, а либерализовала смежный рынок, откуда деньги и пошли.

Почему важно действовать через общественные организации? Они осуществляют общественный контроль. Ведь тут не обязательно воровство. Есть не целевое и не компетентное расходование средств.
Общественная организация  и отличается от бизнес структур, тем, что работает не в интересах наживы, а создает отношения, правила взаимодействия, понятия.
Какие они будут, дикие или цивилизованные, зависит от общественных организаций.

По-хорошему, «Общество любителей футбола» должно превратиться в несколько обществ, каждое из которых занимается отдельным направлением. Разделение труда. На всех уровнях.
Чем больше людей вовлечено, тем больше развитие, тем больше трудоустройства. Это большая отрасль экономики.
И это мировая практика любой отрасли.

Общественные организации должны как-то интегрироваться в то, что уже существует…

Я уже говорил, что идея «Общества любителей футбола» взялась из общественного бессознательного.
Но любое большое дело, не возможно без поддержки власти.
Власть должна показать, что это движение поддерживается. Что это государственная программа. Она не с неба взялась.
Когда подготовительная часть будет завершена, нужно идти за поддержкой.

В статье ты слегка прошелся по опыту Казани и Чечни…

Казань - ярчайший пример. Это за образец надо брать. То, что Шаймиев сделал, большое дело. Мы же помним, что Татарстан был скоплением молодежных криминальных группировок. Сначала Набережные Челны. Потом, Казань. Так называемые «казанские». Через какое-то время были отстроены стадионы. «Уникс», баскетбольный клуб стал чемпион страны. «Акбарс», хоккейный клуб,тоже чемпион. Универсиаду сейчас провели. Кто думал, что футбольный «Рубин» станет чемпионом? Это была большая работа.

Шаймиев многое сделал для того, чтобы Россия не распалась в конце девяностых…
Полностью переформатировали отношения с криминальных на спортивные. Стали заниматься молодежью. Выбор был предоставлен простой: «Хочешь, сиди в тюрьме. Хочешь, занимайся спортом…»
Ведь все эти «лидеры» полукриминальных группировок – несчастные люди, неудачники по жизни. Отсюда и стремление романтизировать свое хулиганство, ведь это все, что у них есть).
Это нужно показывать остальной молодежи.

В Чечне тоже многое делается…
Тех, кто бегал по лесам и занимался террором, выдернули и сделали спортсменами. Привлекли к работе в Полиции. Там выбор был пожестче
Правда, пока - это работа, в основном, не от общественных организаций, а от волевых решений руководства.

Но, они знают главное, если люди увлекаются спортом, им не нужно искать сомнительной самореализации.
Спорт, это же еще и общение. Тот же лагерь «Реального мира» показывал, что конфликты, возникающие между спортсменами, легче разрешаются, потому что люди находятся в едином смысловом поле. Ни одному игроку, футболисту не надо объяснять, что расизм -это плохо.
У них на уровне первой сигнальной системы это зафиксировано.
Они вместе пот проливают. У них есть это понимание.
А вот идиотам, которые не знают чем себя занять, это объяснять надо.

Последний вопрос… как  поменять вектор от разделения к объединению…

Скажу про Армию.  При Шойгу начали проводить соревнования между родами войск. Танковый биатлон выдумали. Вот оно и развитие общества через армию. Объединение.
Но, пласт людей до армии и после армии не охвачен. А надо работать с ним.

Именно соревнования помогают объединяться.
Вспоминая нашу санитарную молодость… Я могу как угодно к тебе относится, но, если я знаю, что когда мы понесем на носилках тяжелого больного, и ты будешь так же пыхтеть, как и я, то у меня есть к тебе уважение. И мне не важен твой статус, национальность и возраст.

Совместная деятельность. Нахождение в едином поле. Общий вне национальный язык взаимодействия. У нас есть что-то общее. Это объединяет.
А когда этого нет, приходится воевать друг с другом.

Вот собственно все, что я хотел сказать…