воскресенье, 25 мая 2014 г.

Знарок-фестиваль. 5 историй о главном тренере сборной России

ЦСКА, ХК МВД, Трактор, драки, Бостон, НХЛ, сборная Латвии, Олег Знарок, КХЛ, Кубок Гагарина, Динамо Рига, Гэрри Синден, Эссят, Динамо, чемпионат СССР
Олег Знарок умеет выбираться из безвыходных ситуаций. Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко

1. Олег Знарок подрался с «королем рэкетиров»

Пожалуй, самая нашумевшая история с участием нынешнего главного тренера московского «Динамо». Юрмальское кафе «Юрас перле» надолго запомнило январь 1988 года – новогодние праздники здесь начались с грандиозной драки. Хотя вернее будет сказать, побоища, в котором принял участие и нападающий рижского «Динамо» Олег Знарок.
Хоккеист в кругу друзей и родных отмечал здесь свое 25-летие. В том же зале располагалась большая компания Ивана Харитонова – известного авторитета, который впоследствии проходил по различным уголовным делам под кличкой «король рэкетиров». Такое соседство априори не могло закончиться ничем хорошим.
Словесная перепалка привела к тому, что «Харитон», подойдя к Знарку, натянул ему свитер на голову. «Рэкетир», надо заметить, поступил весьма по-хоккейному, но больше ничего спортивного в этом противостоянии не было. Ответная реакция Знарка не заставила себя ждать.
– Я заступился за родственников. Мы остались вдвоем с отцом спина к спине против десяти человек. Все остальные в зале под столом сидели. В той бойне все шло в ход: и стулья, и «розочки». Меня просто порезали всего. И отца тоже. Было страшно. Там беспредел был. Официанток душили телефонными проводами, – рассказал Знарок в интервью клубному журналу ХК МВД.
Итогом той драки стало уголовное наказание для Ивана Харитонова и его компании, а Олег Знарок получил первую неспортивную медаль «За охрану общественного порядка». Кроме того, последствия той драки до сих пор можно заметить на лице тренера.

2. Олег Знарок мог оказаться в ЦСКА

Не секрет, что в советские времена всех одаренных хоккеистов дороги вели в Москву. Самых талантливых приводили в армейский клуб, а тех, кого селекционеры ЦСКА «проворонили», разбирали другие столичные команды. Олег Знарок был из числа первых, только вот нападающий юниорской сборной СССР так до Москвы и не добрался. «В ЦСКА ты будешь сидеть на скамейке. А тебе нужно быть на льду!» – сказал футбольный тренер Валерий Знарок своему сыну-хоккеисту и тот послушно остался в челябинском «Тракторе».
Впрочем, слова «послушно» и «Знарок» достаточно сложно уживаются даже в одном предложении. Нападающий вообще едва не остался без хоккея. Лучшего бомбардира юниорского чемпионата Европы сослали из основной команды в фарм-клуб, играющий во второй лиге союзного чемпионата. Причиной этого по официальной версии были сигареты, которые Олег Знарок вместе с партнером Сергеем Чудиновым раскуривали в тамбуре поезда, по слухам же – никто в «Тракторе» не мог совладать с непростым характером форварда. Хоккеист психанул и отказался выступать за фарм-клуб.
Карьеру Знарка спас Владимир Юрзинов-старший, узнавший о многомесячном «простое» форварда и пригласивший его к себе в рижское «Динамо». Правда, вслед за хоккеистом в Ригу полетело и мстительное письмо из Челябинска со словами «Знарок – алкоголик, перебил на тренировках всех ветеранов». В итоге он получил годичную дисквалификацию, но все-таки смог вернуться в хоккей.

3. Свою будущую супругу Олег Знарок заметил на трибуне

Со своей женой игрок рижского «Динамо» познакомился в ресторане. Олег Знарок пришел перекусить вместе с командой, а девушка по имени Илона была там в компании студентов. Вряд ли бы для нападающего составило трудность подойти и познакомиться самому, но здесь он решил пойти более простым и надежным путем – в этой же компании был его знакомый, который с подачи Знарка и познакомил будущих супругов.
– Я совершенно не интересовалась хоккеем, хотя на матчах несколько раз была. Ребята из «Латвии Берзс» или рижского «Динамо» приглашали. И, как потом выяснилось, Олег заметил меня еще на трибуне.
- Как же Олег Валерьевич расположил вас к себе?
– Напором он добился своего. Эта черта помогает ему всегда и в жизни, и в спорте.
В наши спортсмена силой не затащишь на базу, а в те годы это было и первым домом, и малой родиной для хоккеистов. «Строить отношения» как внутри, так и вне этого «проекта» было весьма проблематично.
– У нас имелось еще одно осложнение. Мы с семьей только переехали в новую квартиру, у меня не было домашнего телефона. Сейчас я удивляюсь: «Боже мой, как вообще все происходило?». Моя подруга жила в центре города. Она у нас была «телефонисткой», координировала нашу связь. А на базе был один-единственный телефон. Его номер я до сих пор помню, хотя прошло уже лет двадцать. Время звонков было расписано. Независимо от того, где я нахожусь, в 22:45 я должна была быть у телефона. Но это уже – когда мы были семьей.
- А до этого?
– Я помню, мы первый раз поссорились, и он с моей подругой приехал ко мне домой, потому что адреса я не давала, а телефона у меня не было. Можно сказать, была «фантомом». Ну, как-то находили друг друга и гуляли.
С момента знакомства до предложения прошло полгода. Причем, как и полагается, сначала руки и сердца Олег Знарок попросил у родителей невесты.
– Я с Олегом на тот момент поссорилась. У нас часто были разногласия, и мы устраивали баталии между собой. И Олег приехал ко мне домой, прошел по квартире. А у моей сестры тогда собирались одноклассники. И мама приняла Олега за одного из них: «Что-то этого мальчика не помню, но мало ли…» Отправила его в комнату к ребятам. Но он понял, что попал не туда, и вернулся обратно к родителям.
- А вы где были?
– Вместе с ребятами. Сначала я даже не обратила внимания, что Олег здесь. Моя младшая сестра подошла ко мне, прошептала: «Там пришел твой... Иди!..» И мы отправились слушать. С папой он как-то очень быстро договорился, а с дочкой – они подумали: «Додавим». Это было смешно еще потому, что Олег пришел с букетом… Как оказалось, когда будущий муж проезжал мимо нашего базара, шел дождь, и все бабульки разбежались. Так он взял прямо из ведра какую-то охапку цветов и принес ее к нам домой.

4. Олег Знарок подписал контракт с «Эссят», но так и не сыграл в финском чемпионате

В статистике нападающего Знарка вы не найдете ни одного официального матча в чемпионате Суоми, однако в «Эссят» его запомнили надолго.
Первенство СССР по хоккею медленно, но верно разваливалось, как и само государство, а потому перед сезоном 1991/92 российско-латышский форвард решил попробовать свои силы в Европе. Скромный клуб из финского городка Пори предложил хоккеисту контракт. Как вспоминает Илона Знарок, полтора месяца, что они прибывали в Финляндии, прошли на пляже. Но дебютировать в SM-лиге ее супругу так и не удалось – в одном из товарищеских матчей в Швеции случилась грандиозная драка, в результате которой от тяжелой руки Знарка пострадали не только соперники, но и арбитры. Один из них, к несчастью для форварда, оказался судьей международной категории. Так Олег Знарок заработал вторую в своей жизни годичную дисквалификацию.

5. В музее Олега Знарка в качестве экспоната есть неподписанный контракт с командой НХЛ

Здесь, наверное, стоит начать с того, что у Олега Знарка есть свой личный музей, расположенный в его рижском доме на чердаке: свитеры всех команд, за которые он играл, медали, старые фотографии «Динамо», сборной. Среди всего этого раритета можно заметить и очень любопытный документ на английском языке – неподписанный контракт с «Бостон Брюинс».
После истории со второй дисквалификацией Олег Знарок получил приглашение от Гэрри Синдена. Проблема была в том, что нападающий не был задрафтован ни одной из команд НХЛ и поначалу выступал только за фарм-клуб – «Мэйн Мэринерс». Тамошние тренера вряд ли могли предъявить претензии по игре к хоккеисту, а вот сам Знарок был явно не в своей тарелке. Во всех смыслах.
– Было очень одиноко. И к тому же совершенно не знал английского языка, – рассказывал он потом в интервью «Советскому спорту». – Из-за этого у меня началась изжога! Я жил в отеле, на полном обеспечении, но по меню в ресторане надо было заказывать самому. А я выучил только одно слово: «Чикен!». Официанты, когда я приходил, принимались понимающе улыбаться: «Чикен?». «Чикен!» – выдавливал я сквозь зубы. Хотя на «чикен» уже без тошноты смотреть не мог!
Эти «трудности перевода» в итоге сильно повлияли на карьеру Знарка. «Бостон Брюинс» предложил ему контракт, однако рядом с ним не было человека, который мог бы перевести этот важный документ.
– Я на него посмотрел и решил, что эту зарплату мне предлагают в год. Сказал «спасибо», попрощался и уехал к другу в Нью-Йорк. Побыл там три дня – и обратно домой, в Ригу. Контракт взял с собой. На память. Повесил на стену. И кто-то из знакомых лет пять назад для меня его перевел. Оказалось, мне ту сумму в месяц предлагали!

6. Бонус

Илона Знарок: «Раньше мне казалось, что из-за папиного образа жизни, девчонки не захотят, чтобы рядом был такой человек. Но они всегда, когда произносят ему тост на день рождения, говорят: «Мы бы хотели, чтобы наши мужья были такими, как ты». Папа проникается до слез».