вторник, 16 июля 2013 г.

Размышления о Торпедо


                    I.   Посыл.Торпедо при В.Иванове
Несколько лет назад прочитал у В.Уткина, что Торпедо самый провинциальный клуб, и что в провинциальности нет ничего плохого. В то время, кстати, Торпедо еще в лидерах ЧР бывало.
Идея, что провинциальность начинается в головах, мне понравилась. И вынашивается похоже и теперь.
Торпедо, мой родной клуб, он всегда был очень семейным и со своими правилами. Клуб рабочих, «лимитчиков» если угодно, хотя в лучшие годы погоду делали москвичи.
При Маслове (Дед) «Торпедо» блистал, появлялись новые таланты, в «Торпедо» 60-х были влюблены все (знаю это со слов Отца болельщика Спартака).
Провинциальность (как я ее понимаю) появилась с приходом на тренерский мостик В.Иванова. который долгое время руководил командой, да пожалуй и клубом.
Его приход ознаменовался завершением карьеры, целого поколения одним из лидеров которого был великий игрок В.Иванов. Валентин Козмич стал известным тренером (Боже Упаси, чтобы кто нить увидел в тексте плохое про Козьмича), но «Торпедо» стало провинциальным.
Трудно мне объяснить этот термин.  Крепкая команда, прекрасные игроки, даже чемпионство 1976 (осень) (именно в том году «Торпедо» за тур обеспечил чемпионство и слил матч Арарату, чтобы Спартак вылетел в первую лигу).
Но не было полета, не было сверхзадачи. Все таки (да простят меня сораТники) в 70-х и 80-х «Торпедо» был статистом, прекрасным спаринг партнером, но не примой!!!
В спектаклях конца 70 х – 80 х солировали Спартак, Динамо (Тбилиси), Динамо (Киев) , ну может еще прекрасный Минск 1982. Днепр при всем уважении и паре чемпионств, не был солистом.
Тем не менее игроки в «Торпедо» подбирались качественные и креативные, сегодня таких еще поискать, Никонов, Сахаров, Васильев, Петренко, Круглов, Суслопаров, Пригода, Жупиков, Вяч.Чанов  – это все большие мастера. Но фантазии, легкости, мечты не было.
Похоже, они все были придавлены (это только мое мнение) величием Козмича, который сам будучи, действительно, Великим не видел величия у других и не давал ему проявляться. Вставляя игроков в жесткие схемы. 
А стиль управления исключительно "матерный", для молодняка скажу, что Байдачный жалкое подобие :)))
Кстати и в школе «Торпедо» были правила подавления индивидуальности, помню собрание, на котором мы осуждали нашего друга Диму Харина, в связи с переходом в ФШМ, откуда он и вернулся уже практически игроком основного состава в 17 лет.
Место ему доверил В.Иванов :). Нет правил без исключений.
Итог за 10 лет только два игрока высшей лиги, зато каких!!!, и сборной. 1958 Сергей Пригода. 1968 Дмитрий Харин.

Провинциальность – это закрытость, местечковость, то что называется вариться в собственном соку. Пусть этот сок и качественный, но все равно ведет к застою. Это боязнь перемен, потерь. Отказ от обучения, экспансии. Всем так хорошо.

В этом смысле «Торпедо» провинциальный клуб, В.Иванов провинциальный руководитель. Еще раз оговорюсь – провинциальность это не ругательное слово. Это стиль.
Помним, как упорно наигрывался левый хав В.Иванов (будущий судья) при тренере В.Иванове 
Семейственность, кумовство, надежность, доверие, ответственность, мужицкость.  Ближайший аналог, того «Торпедо» пожалуй бердыевский «Рубин» (с некоторой натяжкой).
Вначале 90-х талантливая молодежь 90-х (Шустиков, Тишков, Ульянов, Чугайнов, Чельцов может кого и не вспомнил) устроили революцию. Результат В.Иванова сняли с должности главного тренера.
 Тогда это казалось невозможным, но времена менялись. Ничего хорошего отставкой не добились, т.к. в провинциальном клубе действительно все зависит от Лидера. И молодые чувствуя потребность в переменах, конечно, не могли предложить ничего созидательного.
Думаю бунт в сборной 1994г из той же песни.
Это не бунт против В.Иванова или П.Садырина – это бунт против провинциальности, она все же закрепощает и не дает Волю таланту.
Время показало «Торпедо» упустил возможность измениться и сейчас, находится в плачевном состоянии. Даст Бог возродится.
Этим заканчиваю первую часть, про Спартак тут не многоJ), но пища для размышлений и аналогий думаю есть.
Продолжение следует.