Проект киберпреступника Уильяма Ульбрихта и его арест — это история о том, почему в правильно устроенном обществе преступление не окупается
Уильям Ульбрихт — техновундеркинд, пустившийся во все тяжкие |
2 октября 2013 года ФБР арестовало одного из самых примечательных персонажей цифрового мира: Dread Pirate Roberts, aka Silk Road, aka — как выяснилось, 29-летний Росс Уильям Ульбрихт.
Признаться, за сайтом Silk Road я следила с неослабевающим интересом, как за весьма поучительным экспериментом по созданию рынка, где ничто и никак не контролируется государством, включая прежде всего деньги: на Silk Road рассчитывались исключительно «битками» (биткойнами), электронной криптовалютой, у которой нет единого эмиссионного центра и владельца которой невозможно узнать, хотя возможно проследить весь путь «биткойна» по цепочке транзакций. Биткойны — это электронный аналог черного нала, и именно на них и было основано существование сайта.
Silk Road — это был онлайновый черный рынок, подпольный eBay, который торговал всем, что запрещено. Прежде всего — наркотиками: марихуаной, героином, кокаином, ЛСД.
В ассортименте Silk Road имелись также «цифровые товары», включая трояны, вирусы и взломанные кредитки. По части услуг населению на нем предлагались: подделка водительских удостоверений, паспортов, кредитных историй и счетов за коммунальные услуги. Имелись курсы по взлому банкоматов и пр. Хакерские программы продавались в пакете: с кейлогерами, троянами и функцией удаленного доступа к взломанному сайту.
Все это сопровождалось бешеной рекламной деятельностью (наш героин — самый лучший героин, покупайте у нас) и заботливыми советами покупателям и продавцам о том, как правильно запечатать наркотик при отправке по почте, чтобы собака не унюхала.
Потребитель на Silk Road мог заказать взлом сайта или аккаунта; подписаться на услугу по отмывке денег и купить анонимный счет, он мог купить поддельные банкноты, оружие, боеприпасы и даже разжиться наемными убийцами: однажды или дважды последнюю услугу, по-видимому, пытался использовать сам Ужасный Пират Робертс.
Сайт функционировал по принципу eBay, то есть не торговал сам, а сводил покупателей и продавцов, рассчитывались на нем, как я уже сказала, битками, а доступен он был через анонимайзер Tor. Как и на eBay, пользователи в порядке обратной связи оценивали качество услуг поставщиков. К моменту краха Silk Road начитывал почти миллион аккаунтов пользователей, объем продаж за все время его существования составил 1,2 млрд долларов продаж, а комиссия владельца сайта — 80 млн долларов (Робертс брал 10%).
Во всей этой истории меня прельщает несколько моментов. Во-первых, уже упомянутое заказное убийство.
В марте 2013 года один из пользователей Silk Road — FriendlyChemist — начал шантажировать DPR. FriendlyChemist утверждал, что он хакнул компьютер одного из наркодилеров, столовавшихся на Silk Road (интересно, не с помощью ли приобретенного тут же пакета хакера-все-включено?) и просил у DPR 500 тыс. долларов, чтобы расплатиться со своими долгами поставщикам наркотиков, обещая в противном случае опубликовать имена и порушить Ужасному Пирату Робертсу весь бизнес. DPR попросил у FriendlyChemist адрес его кредиторов-наркоторговцев, чтобы как-то решить проблему. Получив адрес, он сначала предложил этим уважаемым бизнесменам услуги своей торговой площадки, а потом и вовсе попросил грохнуть назойливого шантажиста, «если это вас не затруднит». «Анонимность пользователей Silk Road для меня — дело святое», — объяснил Ужасный Пират Робертс причины своего решения, сообщая адрес шантажиста, проживавшего в Канаде с «женой и тремя детками». Они сторговались на 1,670 битках (150 тыс. долларов).
История этого заказа примечательна тем, что Ужасный Пират Робертс — убежденный либертарианец. Silk Road был вам не какая-то банальная уголовщина, а инструмент цифрового освобождения человечества от гнета государства, и именно поэтому там не торговали детской порнухой и тем, что вредит физическим лицам, а не только государству — Большому Брату и мерзким корпорациям. Ужасный Пират Робертс цитировал фон Мизеса, представлялся последователем австрийской экономической школы и утверждал, что хочет «дать людям почувствовать самим, что значит жить в мире без систематического применения насилия институтами и государствами». И дал. Нанял киллера на собственном сайте. Как-то без насилия не обошлось, а?
Вторая часть басни — это как его нашли.
Ответ: до обидного просто. Спецагент ФБР Кристофер Тарбелл посмотрел, когда в интернете случилось первое упоминание Silk Road, и обнаружил, что оно содержится в посте некоего Altoid на неформальном форуме ценителей галлюциногенных грибов.
Altoid написал, что он только что нашел клевый сайт Silk Road, который «утверждает, что может продать вам что угодно анонимно» и что вы думаете об этом сайте, а адрес у него такой-то. Тарбелл предположил, что это писал владелец сайта, продвигая продукт. Аналогичные записи Altoid’a появились и на других форумах, а еще спустя 8 месяцев Altoid сделал крайне неосторожный поступок: он написал на другом форуме по другому поводу, что нуждается в IT-профессионале для «биткойнового стартапа», а в качестве адреса указал настоящий gmail Росса Ульбрихта.
Видимо, Ульбрихт не понимал, в какую крутую площадку все это развернется, и это хороший урок на тему того, почему ловятся преступники. Они ловятся не потому, что они оставляют следы в момент совершения преступления. А потому, что они оставляли следы до того, как они его совершили.
И третье, самое главное. История Silk Road — это хорошая история о том, что преступления в принципе не выгодны, а преступники — люди в принципе неумные и стратегически не мыслящие.
29-летний Росс Ульбрихт принадлежит к тому же классу техновундеркиндов, что и Брин, и Цукерберг. Он мог придумать какой-нибудь легальный «Фейсбук», стать в 29 лет законным миллиардером и пользоваться статусом, свободой и уважением. Вместо этого Росс Ульбрихт стал к 29 годам всего лишь миллионером, а следующие 29 лет он проведет за решеткой.
Это правило, разумеется, касается только приличных государств. Собственно, государства можно разделить на приличные и неприличные именно вот по этому признаку. В правильно устроенном обществе преступление не окупается. Это плохая инвестиционная стратегия. В неправильно устроенном обществе преступление является самой выгодной стратегией. Преступники строят шубохранилища, сидят одесную главного стерха и рассуждают о патриотизме.
Автор: Юлия Латынина
0 коммент.:
Отправить комментарий